10 февраля 1837 года, ровно 185 лет назад, в своей квартире на Мойке, 12, от смертельной раны, полученной на дуэли с Дантесом, скончался Александр Сергеевич Пушкин. Эта дата стала Днем памяти великого русского поэта. Каждый год 10 февраля Всероссийский музей Пушкина традиционно проводит памятные мероприятия — в этом году из-за пандемии они будут проходить преимущественно в онлайн-формате. Подробнее о событиях Пушкинского дня читайте в нашей афише. А мы приглашаем вас прогуляться по пушкинским местам Санкт-Петербурга и Царского Села. Мы пройдем по местам, связанным с жизнью и смертью поэта, поклонимся его памятникам, навестим героев произведений Пушкина, живших в Петербурге.
Наша прогулка начинается с главного, самого знаменитого пушкинского адреса в России, а то и в мире, — с дома на Мойке, 12. Здесь, в особняке княгини Волконской, «на Мойке близ Конюшенного мосту» поэт снял квартиру и поселился в сентябре 1836 года, за несколько месяцев до своей гибели. В эту квартиру (27 января) 8 февраля 1837 года смертельно раненого Пушкина внес на руках дядька Никита Козлов. Здесь, на диване, ставшем последним пристанищем поэта, он простился с женой, детьми и книгами и умер (29 января) 10 февраля 1837 года.
Сегодня в доме на Мойке, 12, находится Мемориальный музей-квартира, воссозданная на основе свидетельств современников и исторических документов, а на перовом этаже — литературно-монографическая экспозиция «А.С. Пушкин. Жизнь и творчество».
10 февраля 2022 года сам музей будет закрыт для посетителей, но мы сможем возложить цветы к памятнику поэта во дворе дома на Мойке, 12.
В начале XIX века это была одна из самых фешенебельных столичных гостиниц — ее в 1770-х годах открыл французский виноторговец Филипп Демут. Именно в «Демутовом трактире» остановился Саша Пушкин вместе со своим дядей Василием Львовичем в 1811 году, когда приехал поступать в лицей. Но поэт и позднее снимал здесь номера — так, летом 1827 года в этой гостинице он работал над «Евгением Онегиным», «Графом Нулиным» и «Сценой из Фауста», а осенью 1828 года заканчивал поэму «Полтава». В последний раз он останавливался тут в мае 1831 года, вскоре после женитьбы на Наталье Гончаровой. Отсюда они уехали на дачу в Царское Село.
Кабинет Чаадаева в этой гостинице вдохновил Пушкина на описание кабинета Онегина. В «Демутовом трактире» Пушкин поселил и Минского, героя повести «Станционный смотритель».
Коломна занимает особое место в творчестве Пушкина: он поселил тут главного героя поэмы «Медный Всадник», здесь разворачивается действие поэмы «Домик в Коломне».
Жил здесь и сам молодой Пушкин после окончания лицея, с 1817 по 1820 годы, до самой ссылки на юг. Квартиру из 7 комнат в доходном доме Клокачева снимали родители поэта, а Пушкин занимал маленькую комнатку с одним окном, выходящим во двор, где был разбит небольшой садик. В этой комнате Пушкин написал стихи «К Чаадаеву», оду «Вольность», закончил поэму «Руслан и Людмила». Сейчас о поэте напоминает мемориальная доска на фасаде.
Двухэтажное классическое здание с восьмиколонным портиком на Английской набережной известно как Коллегия иностранных дел (с 1802 года — Министерство иностранных дел). Сюда после окончания лицея был определен молодой Пушкин, его друг, поэт и декабрист Вильгельм Кюхельбекер и некоторые другие товарищи по Царскосельскому лицею. 14 июня 1817 года их привели к служебной присяге.
Нельзя сказать, чтобы Пушкин с большим рвением отнесся к дипломатической службе. Изредка посещая коллегию, он был там не в мундире, а в широкополой шляпе — «боливаре» и в широком черном фраке «по- американски». Но министерство стало для Пушкина местом важных и интересных встреч — например, здесь он познакомился с Грибоедовым.
В 1819 году Пушкин стал членом кружка «Зеленая лампа». Это дружеское общество петербургской дворянской, преимущественно военной, молодёжи, получило свое название по зелёному абажуру на лампе в комнате заседаний — он символизировал «свет и надежду».
Собрания общества проходили с весны 1819 года по осень 1820 года в доме Паульсена на площади Каменного театра (ныне Театральная площадь), 8. Этот дом принадлежал основателю «Зелёной лампы» Никите Всеволодовичу Всеволожскому, с которым Пушкин познакомился в Министерстве иностранных дел.
В общество входили будущие декабристы Сергей Трубецкой, Яков Толстой, Фёдор Глинка и другие, а также лицейский товарищ Пушкина Антон Дельвиг.
Знаменитый дом Адамини на углу набережной Мойки и Марсова поля был назван так в честь итальянского архитектора Доменико Адамини, который спроектировал дом и руководил его строительством в 1823-1827 годах.
В 1830-х годах тут жил русский изобретатель электромагнитного телеграфа барон Павел Львович Шиллинг фон Канштадт. Его гостями в разное время бывали Пушкин, Крылов, Жуковский и другие известные петербуржцы.
Не только сам Пушкин предпочитал жить и бывать в домах на набережных рек и каналов, но и его родные. В этом круглом доме на углу Гороховой улицы и набережной Фонтанки в 1820-х годах снимали недорогую квартиру мать, отец и старшая сестра поэта. Они прожили тут семь лет.
Это здание имеет не только очень необычную форму, но и историю. В начале 1820-х годов купец Устинов заказал архитектору Иосифу Шарлеманю проект доходного дома, поставив непростую задачу: постройка не должна заслонять солнце от соседей, должна иметь изолированный двор и при этом быть удобной и красивой. Архитектор выбрал древнейшую форму человеческого жилища — круглую.
В этом четырёхэтажном доме вдовы придворного аптекаря Брискона Пушкин снял небольшую двухкомнатную квартиру в 1831 году, после женитьбы на Наталье Гончаровой. Здесь молодые супруги жили в 1831-1832 годах, вернувшись с царскосельской дачи. Сегодня об этом напоминают мемориальная доска на фасаде и современная гостиница «Счастливый Пушкин».
С 1817 года Аничков дворец принадлежал Великому князю Николаю Павловичу — будущему императору Николаю I. Это был подарок царевичу ко дню его свадьбы с принцессой Шарлоттой Прусской, великой княгиней Александрой Федоровной. Русскому языку ее обучал поэт Василий Андреевич Жуковский — он же был и наставником молодого Пушкина. Именно сюда, в квартиру Жуковского двадцатилетний Пушкин принес свою поэму «Руслан и Людмила».
Николай I закрепил за Аничковым дворцом статус императорской резиденции. Здесь собирался высший свет Петербурга. В 1833 году в число избранных гостей Аничкова дворца вошли Пушкин и его жена Наталья Николаевна. В декабре того года царь пожаловал Пушкину придворное звание камер-юнкера. «Третьего дня я пожалован в камер-юнкеры (что довольно неприлично моим летам). Но Двору хотелось, чтобы N. N. танцовала в Аничкове», — записал поэт в своем дневнике.
Церковь Рождества Иоанна Предтечи на Каменном острове, построенная в романо-готическом стиле, внешне похожа на католический костел или протестантскую кирху. Когда-то в ней молились мальтийские рыцари, полководец Михаил Кутузов просил у Бога помощи в командовании русской армией, а император Александр I получил здесь весть об исходе Бородинского сражения.
В XIX веке Иоанновская церковь пользовалась популярностью у высших слоев общества. Пушкин крестил в ней троих своих детей: Александра, Григория и Наталью. По преданию, поэт посетил этот храм в день своей дуэли по пути на Черную речку.
Дом Салтыкова —особняк, расположенный между Дворцовой набережной и Миллионной улицей, был пожалован Екатериной II главе Военной коллегии фельдмаршалу Н.И. Салтыкову.
В 1828 году здесь разместилось австрийское посольство и поселился посол Карл-Людвиг Фикельмон с женой Дарьей Федоровной, знаменитой Долли Фикельмон. В салоне у Долли часто бывал Пушкин, а последний визит Фикельмонам он нанес в январе 1837 года, за две недели до дуэли.
Большой четырехэтажный дом, занимающий целый квартал между Большой Морской улицей и набережной Мойки, был построен архитектором Стасовым для купца Котомина. В первой половине XIX века здесь располагалась кондитерская С. Вольфа и Т. Беранже (ныне Литературное кафе).
27 января 1837 года в заведении Вольфа и Беранже Пушкин встретился со своим секундантом Данзасом, отсюда они направились к месту дуэли — на Черную речку.
Смертельная дуэль Пушкина с Дантесом состоялась (27 января) 8 февраля 1837 года под Петербургом в перелеске близ Комендантской дачи. Условия дуэли не оставляли шанса уцелеть обоим противникам: по условиям они становились на расстоянии двадцати шагов друг от друга, барьер составлял десять шагов.
Дантес, не дойдя до барьера одного шага, выстрелил первым. Пуля сразила Пушкина, он был ранен в живот, но сделал ответный выстрел, ранив противника в руку. Раненого Пушкина отвезли домой на Мойку, 12, где он умер спустя два дня.
Первый памятник на этом месте появился в 1890 году. Это был кирпичный постамент с гипсовым бюстом работы неизвестного автора и надписью «Александръ Сергеевичъ Пушкинъ, — место его поединка, состоявшагося 27 января 1837 г.». Бюст простоял до 1924 года.
В 1937 году, к столетию гибели поэта, на месте дуэли открыли девятиметровый обелиск с бронзовым медальоном, а в 1962 году перед обелиском установили две плиты — они символизируют барьеры, у которых стояли дуэлянты на расстоянии роковых десяти шагов.
Церковь Спаса Нерукотворного Образа (Конюшенная), чье дошедшее до нас здание в стиле ампир возведено по проекту архитектора В. П. Стасова, известна тем, что здесь в феврале 1837 года отпевали Пушкина.
Ранее было объявлено, что отпевание состоится в церкви Адмиралтейства, которую тогда называли Исаакиевским собором. Однако на прощание пришло около 50 тысяч человек и Николай I, опасаясь волнений, повелел перенести церемонию сравнительно небольшую придворную Конюшенную церковь, куда смогли попасть только ближайшие друзья Пушкина и члены иностранных миссий.
В ночь с 31 января на 1 февраля состоялась заупокойная служба, после чего гроб был перенесен в подвал церкви. Похоронили поэта по его желанию в Святогорском монастыре, где находятся могилы его предков по линии Ганнибалов.
Возложить цветы великому русскому поэту вы можете к одному из памятников, которых в нашем городе — не меньше пяти. Вот самые знаменитые из них:
Царское Село — маршрут для отдельного путешествия. Ведь это целый город, посвященный поэту и носящий его имя. Здесь каждая улица в центре города, каждая парковая аллея, каждая скульптура проникнуты пушкинской атмосферой.
Здесь, во флигеле Екатерининского дворца, располагался Императорский Царскосельский Лицей — одно из привилегированных учебных заведений России первой четверти XIX века. С 1811 по 1817 год в нем воспитывался Пушкин, здесь он нашел преданных друзей, до конца дней сохранивших верность нерушимому лицейскому братству. Первый лицейский выпуск, впоследствии названный пушкинским, оказался самым блистательным. Имена многих соучеников Пушкина вошли в историю.
Музей, открытый в 1949 году, детально воссоздает обстановку, в которой жили и учились лицеисты первого выпуска.
Сад разбит рядом с лицеем. Во времена Пушкина его называли «оградой» — здесь устраивали прогулки лицеистов. К столетию со дня рождения поэта именно тут был установлен памятник Пушкину-лицеисту.
В 1817 году возле ограды сада лицеисты первого выпуска соорудили пьедестал с вделанной в него надписью на мраморной доске «GENIO LOCI» — «гению места». После смерти Пушкина этот камень воспринимался как памятник поэту, освятившему своим гением Царскосельский Лицей. При переводе Лицея в Санкт-Петербург в 1840-е годы камень перевезли на Каменноостровский проспект, позднее он был утрачен. В 1999 году, к 200-летию со дня рождения Пушкина, у дома директора Лицея Е. А. Энгельгардта был установлен камень с аналогичной надписью.
История этого дома восходит к первой половине XVIII века. 29 сентября 1748 года. Контора строения Царского Села поручила архитектору Савве Чевакинскому разработать проекты каменных домов для управителя Царского Села и «для приезжающих господ кавалеров». Чевакинский спроектировал четыре однотипных дома, одноэтажных с мезонинами.
Позднее первый из домов, находящийся на Садовой улице, был перестроен архитектором Василием Стасовым и значительно упрощен. Во флигеле жил первый директор Царскосельского лицея Василий Федорович Малиновский. Он умер в марте 1814 года. С января 1816 по 1823 год директором лицея был Егор Антонович Энгельгардт, отсюда и название дома. Он украсил подъезд своеобразным гербом Лицея — лира в окружении символов мудрости (сова), силы (ветви дуба) и славы (ветвь лавра).
Небольшое здание в стиле классицизм известно, главным образом, тем, что в нём проживал Людвиг-Вильгельм Теппер де Фергюсон, преподаватель музыки в Царскосельском лицее и автор музыки к лицейской «Прощальной Песне» (1817 г.). Его дом был открыт для лицейских воспитанников, где по воспоминаниям современников, «каждый вечер собирались по нескольку человек, пили чай, болтали, занимались музыкой и пением». На этих вечерах часто бывал и Пушкин.
В этом одноэтажном деревянном домике, принадлежавшем А. К. Китаевой, поэт с молодой женой Натальей Николаевной жил с мая по октябрь 1831 года. Музей был открыт в 1958 году, интерьеры воссозданы по воспоминаниям современников.
В мезонине дома — кабинет поэта, где были написаны «Сказка о царе Салтане», «Письмо Онегина к Татьяне» и другие известные произведения Пушкина.
Летний сад — место, куда водил гулять юного Онегина его легкомысленный гувернер Monsieur l’Abbe. Видимо, он совмещал приятное с полезным — знакомил воспитанника с античной скульптурой, мифологией и историей.
«Надев широкий боливар, Онегин едет на бульвар». Что за бульвар такой? По мнению большинства исследователей, это просто — Невский проспект: во времена Пушкина вдоль всего проспекта росли липы. Но некоторые пушкинисты считают, что это Адмиралтейский бульвар, иными словами — Александровский сад.
«К Talon помчался: он уверен, Что там уж ждет его Каверин». Ресторан, названный в честь искусного французского шеф-повара Пьера Талона, располагался на углу Невского проспекта и набережной Мойки. Мы знаем его как Дом Чичерина (Елисеевых).
«Большой Каменный театр», куда Евгений приходил полюбоваться танцем Истоминой, а заодно заглянуть в ложи незнакомых дам, стоял на месте нынешней Петербургской консерватории. Грандиозное здание с восьмиколонным портиком можно увидеть на многих рисунках и литографиях пушкинской эпохи.
Памятник Петру Великому на Сенатской площади был торжественно открыт (7)18 августа 1782 года. И лишь почти полвека спустя за ним закрепилось всемирно известное название — «Медный всадник», после того как оно впервые прозвучало в одноименной поэме Пушкина.
Дом со львами, на одном из которых сидел, спасаясь от наводнения, несчастный Евгений, — это дом Лобанова-Ростовского на Адмиралтейском пр., 12. Дом был построен в 1817–1820 годах по проекту Огюста Монферрана, а знаменитые мраморные львы — работы скульптора Паоло Трискорни.
Дом Пиковой дамы — это дом княгини Натальи Петровны Голицыной, «фрейлины при дворе четырёх императоров», известной в обществе как «Усатая княгиня» и послужившей прототипом старой графини. Находится этот дом на Малой Морской ул., 10.
«Мостик Лизы» — так в петербургском фольклоре называют Эрмитажный мост. Именно с него в опере Чайковского по пушкинской повести «Пиковая дама» бросилась в воду главная героиня (финал самой повести — не столь трагичен для Лизы).