Достопримечательность

Санкт-Петербургская консерватория

Адрес

Театральная пл., 3

Ежедневно

Год постройки

1784 (Большой театр), 1896 (Консерватория)

Архитектор

Антонио Ринальди (Большой театр), В.В. Николя (Консерватория)

Стиль

Классицизм (Большой театр), эклектика (Консерватория)

Санкт-Петербургская государственная консерватория имени Н.А. Римского-Корсакова — первая консерватория в России. Основанная на базе Музыкальных классов Русского музыкального общества, созданных по инициативе пианиста и композитора Антона Рубинштейна, консерватория была открыта 8 (20) сентября 1862 года.

Первым артистическим директором Консерватории стал Рубинштейн, который также стал профессором по классу фортепиано.

В первый год было принято 179 учеников. И первым выпускником по классу композиции стал Петр Ильич Чайковский, который окончил консерваторию в 1865 году с большой серебряной медалью.

В 1871 году на должность профессора одной из кафедр был приглашен Николай Римский-Корсаков. Его деятельность стала началом нового этапа в формировании профессионального композиторского и теоретического образования. Он воспитал многих выдающихся музыкантов, стал автором первых учебных программ и учебников по гармонии и теории композиции, актуальных и в настоящее время.

Интересна история здания консерватории. Оно было построено в 1896 году на месте Большого (Каменного) театра — первого постоянного театрального здания в Санкт-Петербурге, крупнейшего в России и одного из крупнейших в Европе XVIII — первой половины XIX века.

Стоит добавить, что здание театра сыграло роковую роль в судьбе двух знаменитых архитекторов.

Первое каменное здание Большого театра начали возводить в 1775 году по проекту Антонио Ринальди. После того как в 1779 году Ринальди упал с лесов и из-за травм не мог лично наблюдать за ходом работ, за строительством наблюдал архитектор Федор фон Баур. Также в проекте театра участвовал театральный художник Людвиг Филипп Тишбейн.

Массивное здание театра имело скромно оформленный фасад, украшенный дорическими пилястрами. Окна первого этажа были отмечены замковыми камнями с масками. С двух сторон аттика возвышались мраморные статуи Дианы с ланью и Латоны, матери Аполлона. Фронтон украшала статуя Минервы из каррарского мрамора. В одной руке богиня держала металлическое копье, служившее громоотводом, в другой — щит с итальянской надписью Vigilando quiesco («Покоясь, продолжаю бдение)».

Театр открылся в 1784 году и в 1802–1805 годах был перестроен по проекту Тома де Томона, за что зодчий получил титул придворного архитектора. Он увеличил объем здания, пристроил со стороны главного фасада ионический портик с фронтоном в стиле высокого классицизма. Театр получил богатую внутреннюю отделку.

В 1811 году театр сгорел. Два года спустя, обследуя театр после пожара, Тома де Томон упал со стены и от полученных повреждений скончался.

Большой Каменный театр был восстановлен в 1818 году, он стал достопримечательностью Северной столицы. Грандиозное здание с восьмиколонным портиком можно видеть на многих рисунках и литографиях пушкинской эпохи. Именно в этот театр ездил Евгений Онегин.

В 1835–1836 годах театр претерпел еще одну реконструкцию по проекту архитектора Альберта Кавоса — расширен зрительный зал, переоборудована сцена.

В 1886 году Большой театр закрылся, здание разобрано и к 1896 году перестроено в современное здание Петербургской консерватории по проекту архитектора Владимира Николя. Стены и фундамент театра были включены в новое здание.

В 1912 году по проекту Траугота Бардта здание консерватории было расширено, перестроен Большой зал, фасады получили более сдержанное оформление. Царский подъезд выделили колоннами ионического ордера и треугольным фронтоном. Во внутреннем поле фронтона (тимпане) — две лепные женские фигуры с лирами.

В настоящее время Санкт-Петербургская государственная консерватория – старейший и один из ведущих музыкальных вузов России. Среди профессоров и выпускников консерватории – известные композиторы, дирижеры и режиссеры оперы, балетмейстеры, пианисты, вокалисты, оркестровые музыканты, ученые-музыковеды.