В Санкт-Петербурге расположено множество великолепных дворцовых ансамблей, императорских и великокняжеских резиденций, а также дворцов знати и роскошных особняков. Некоторые из этих дворцов сегодня стали музеями, которые можно посетить с экскурсией, в то время как другие доступны только для внешнего осмотра. Приглашаем вас познакомиться с величественным парадным Санкт-Петербургом!
Место
Особняк Румянцева — памятник огромной историко-культурной ценности. В 1802 году здание приобрел граф Н.П. Румянцев, канцлер Российской империи, просветитель и меценат. Дом был перестроен по проекту В.А. Глинки, который оформил здание 12-колонным портиком. 23 ноября 1831 года здесь открылся первый в России частный публичный музей.
В 1861 году Румянцевский музей был переведен в Москву, в дом Пашкова на Неглинке. Книжное собрание петербургской коллекции, насчитывавшее 28 000 томов, легло в основу Российской государственной библиотеки, которая до 1924 года называлась «Румянцевской».
С 1863 по 1917 год особняк сменил нескольких хозяев, после революции он был национализирован. В 1938 году в особняке разместился Музей истории и развития Ленинграда, а в 1946 году здесь была открыта постоянная выставка «Строительство и городское хозяйство Петрограда–Ленинграда», посвященная истории города со дня основания и до середины XX века.
Место
Экскурсии по парадным залам: по воскресеньям в 12.00. Стоимость билета: 400 руб.
Особняк на Большой Морской улице сменил множество владельцев: в 1770-х годах им был Г.И. Головкин, с 1785 году – генерал Левашев, в начале 19 века домом владели Пашковы, Данауровы и Толстые. В 1835 году новый владелец особняка, гофмейстер Императорского Двора С.С. Гагарин, начал его перестройку. Архитектор А.Х. Пель отделал фасад в чертах позднего русского классицизма и добавил только входивший в моду полукруглый эркер.
В начале 1860-х годов особняк перешел в собственность сенатора, председателя Русского исторического общества – А.А. Половцова. Для семьи Половцовых в особняке были созданы великолепные парадные интерьеры, большую часть которых здесь можно наблюдать и сейчас. Над интерьерами работали Ю. А. Боссе, Н.Ф. Брюллов, М.Е. Месмахер.
Место
Шереметевский дворец — одна из самых интересных достопримечательностей Санкт-Петербурга, практически ровесник города. С XVIII века за усадьбой графов Шереметевых, построенной на обширном участке между набережной реки Фонтанки и Литейным проспектом, закрепилось название «Фонтанный дом». Архитектором главного усадебного дома стал С. И. Чевакинский. Возможно, в проекте были использованы чертежи Ф.-Б. Растрелли.
В создании интерьеров дворца и усадебных построек на протяжении нескольких веков участвовали именитейшие архитекторы разных эпох: Ф. С. Аргунов, И. Д. Старов, А. Н. Воронихин, Д. Кваренги, Х. Мейер, Д. Квадри, И. Д. Корсини, Н. Л. Бенуа, А. К. Серебряков и др. При графах Шереметевых Фонтанный дом был одним из великосветских центров Петербурга, местом встреч выдающихся музыкантов, деятелей культуры и науки.
Место
Великокняжеский Михайловский дворец – часть уникального архитектурного ансамбля Карла Росси.
Строительство дворца для великого князя Михаила Павловича было запланировано его отцом — Павлом I, но началось только при Александре I. Торжественная закладка здания состоялась 14 июля, а само строительство — 26 июля 1819 года. На сооружение дворца ушло 6 лет. 30 августа (11 сентября) 1825 года он был освящен.
Парадный фасад дворца обращен к площади. Нижний этаж, обработанный рустом, является основанием для устремленного вверх бельэтажа, решенного в виде трехчетвертной коринфской колоннады. В оригинальных орнаментах, составленных из доспехов и оружия, отразилась эпоха военного триумфа России.
Место
Монументальный и нарядный Зимний дворец, возведенный по заказу императрицы Елизаветы Петровны, – яркий памятник стиля барокко, пример синтеза архитектуры и декоративной пластики. Все фасады здания украшены двухъярусной колоннадой. Образуя сложный ритм вертикалей, колонны устремляются вверх, и это движение подхватывается многочисленными статуями и вазами на крыше.
Обилие лепных украшений – причудливых карнизов и наличников окон, маскаронов, картушей и рокайлей, разорванных фронтонов – создает богатейшую игру света и тени, придает облику здания особое великолепие.
На протяжении 150 лет дворец являлся парадной императорской резиденцией. В ноябре 1917 года он был объявлен музеем. Экспозиции, расположенные во дворце, представляют парадные залы и апартаменты, коллекции древностей Евразии и Востока, а также собрания живописи, скульптуры и декоративно-прикладного искусства Европы и Востока.
Место
(1) 12 апреля 1712 года на небольшом островке, где река Фонтанка, тогда носившая имя Безымянный ерик, впадает в Неву, открыл свои двери Летний дворец Петра I — детище первостроителя Петербурга Доминико Трезини.
Внешний вид Летнего дворца неприметен — это двухэтажное кирпичное здание в голландском стиле (петровское барокко). Однако этот дворец – одно из немногих каменных зданий петровской эпохи, которые сохранились до наших дней практически в первозданном виде.
Первоначально здесь стоял деревянный домик, где летом жили члены царской семьи. Новая каменная резиденция царя была окружена водой с трех сторон. С помощью насосов воду закачивали из Невы. К крыльцу дворца можно было добраться и на лодке, поэтому в XVIII веке здесь был выстроен небольшой причал.
Место
Формирование будущего Строгановского дворца началось в 1720-е годы, когда у Зеленого моста через реку Мойку были построены одноэтажные палаты, принадлежавшие одному из Строгановых, возможно, всей семье. В 1742 г. барон С.Г. Строганов купил здесь же недостроенный двухэтажный дом. В 1753—1754 годах архитектор Ф.Б. Растрелли объединил все здания в одно целое и создал дворец в стиле барокко.
Оба фасада (и выходящий на Невский проспект, и выходящий на набережную Мойки) имеют аналогичную композицию. В центре каждого из фасадов — портик, на фронтоне которого помещен герб Строгановых, увенчанный баронской короной. Растреллиевская Зеркальная галерея, украшенная зеркалами и позолоченной скульптурой, так же, как и Парадная лестница, не сохранилась. Но Большой зал, предназначавшийся для балов и концертов, и сейчас поражает своим великолепием. Главной достопримечательностью зала стал огромный живописный плафон работы итальянского художника Джузеппе Валериани, занимающий всю поверхность потолка.
На протяжении почти двухвековой истории Строгановского дворца его интерьеры неоднократно переделывались в соответствии с меняющейся модой и потребностями владельцев. В их создании принимали участие более десятка архитекторов, среди которых Андрей Воронихин, Петр Садовников, Иван Колодин, Карл Росси и другие мастера.
Место
Мраморный дворец, уникальный памятник архитектуры XVIII в., находится на Дворцовой набережной Невы в историческом центре Санкт-Петербурга. Он был построен в 1768–1785 годах по проекту итальянского архитектора Антонио Ринальди (1709-1794). Дворец возводился по заказу императрицы Екатерины II и предназначался для ее фаворита графа Григория Орлова (1734-1783). Граф Орлов не дожил до окончания строительства дворца. После его смерти Екатерина II выкупила дворец у его наследников, и до 1917 года он принадлежал дому Романовых.
В 1892 году Мраморный дворец унаследовал сын великого князя Константина Николаевича — великий князь Константин Константинович (1858-1915). Он жил в созданных для него апартаментах на первом этаже дворца, выходящих окнами на Миллионную улицу, художественные убранства, которых частично сохранились до наших дней. Здесь развернута мемориальная экспозиция, посвящённая великому князю Константину Константиновичу — поэту серебряного века, писавшему под криптонимом «КР».
Место
Аничкова усадьба, расположенная в сердце Северной столицы — уникальный памятник архитектуры XVIII-XIX веков. Это старейшее из зданий Невского проспекта, сохранившихся до наших дней.
Своим названием дворец обязан Аничкову мосту, а мост — майору адмиралтейского батальона Михаилу Аничкову. Именно этот батальон в 1715 году соорудил первую деревянную переправу через реку Фонтанку.
В ансамбль Аничковой усадьбы входит Аничков дворец, а также Сервизный корпус, здание Кабинета и несколько других исторических сооружений. Здание пережило множество переделок. В разное время свою лепту в создание масштабного дворцового ансамбля внесли Стасов, Кваренги, Росси и другие выдающиеся архитекторы.
Место
Юсуповский дворец – знаменитый архитектурный ансамбль XVIII-XX в.в на набережной Мойки. Он славится своей историей и уникальными интерьерами, над которыми трудились итальянские художники-декораторы Антон Виги и Барнаба Медичи.
Первым владельцем дворца был граф Андрей Петрович Шувалов, для которого и было возведено здание на Мойке. Построенное в 1770-х годах по проекту Жана-Батиста Валлен-Деламота, оно значительно отличалось от того дворца, который мы видим сейчас. Перестраивался дворец несколько раз, уже после того как в 1830 году он перешел к семейству князей Юсуповых. Архитектор Андрей Михайлов реконструировал и расширил дворец, рядом разбили сад, появились новые корпуса, оранжереи и садовый павильон. В конце XIX века в их фамильную резиденцию провели электричество, водяное отопление, водопровод и канализацию.
Дворцом владели пять поколений князей Юсуповых вплоть до 1917 года. Он вошел в историю как место, где в декабре 1916 года произошло убийство Григория Распутина. Знаменитый «придворный старец» был убит в комнатах, принадлежавших молодому князю Феликсу Юсупову – ныне в этой части дворца располагается тематическая экспозиция.
Место
Ансамбль Таврического дворца — один из самых выдающихся памятников архитектуры эпохи классицизма, садово-паркового искусства, истории и культуры Санкт-Петербурга.
Дворец был построен по указу Екатерины II для фаворита императрицы, светлейшего князя Григория Потемкина и получил свое название по титулу Потемкина – «Князь Таврический». Этот титул был пожалован вельможе в 1787 году, когда российская армия под командованием князя одержала победу в русско-турецкой войне, и в результате к Российской империи был присоединен полуостров Крым – «Таврия».
Возведенный в 1783–1789 годы по проекту архитектора Ивана Старова, дворец стал не только шедевром русского зодчества, но и одним из лучших и крупнейших дворцов Европы. Изысканная скромность фасадов Таврического дворца контрастировала с исключительной роскошью и великолепием внутреннего убранства. Особенное впечатление на гостей производил Зимний сад, в центре которого в специальной ротонде стояла мраморная скульптура Екатерины-Законодательницы.
Место
Историческое здание в стиле позднего классицизма, построенное по проекту А.И. Штакеншнейдера для великой княжны Марии Николаевны, дочери Николая I. Ранее на месте Мариинского дворца стояли другие особняки, которые впоследствии снесли. Стены одного из них – особняка И. Г. Чернышева – архитектор включил в состав западной половины нового дворца. Сегодня дворец органично замыкает архитектурный ансамбль Исаакиевской площади с южной стороны.
Для строительства резиденции Марии Николаевны использовались только самые современные материалы и технологии. Так, например, во дворце всегда было тепло, потому что для стен использовался не мрамор, а песчаник. Перекрытия в доме сделали металлическими, а не деревянными. Великая княжна страдала заболеванием ног, и порой ей было сложно передвигаться на большие расстояния. По этой причине во дворце соорудили специальный пандус, по которому можно было пройти или проехать на коляске в любую из комнат. Проход украсили самыми разными растениями, и он стал похож на лесную тропу.
Наряду с Зимним и Таврическим дворцами Мариинский обладает званием «политического дворца» — в нем происходили судьбоносные исторические события в 1917 и 1991 годах. Сегодня Мариинский дворец – один из главных общественно-политических центров города. С 1994 года в залах дворца размещается Законодательное собрание Санкт-Петербурга, также здесь находится Санкт-Петербургская избирательная комиссия.
Место
Елагин дворец на Елагином острове был летней императорской резиденцией. Он задумывался как место отдыха вдовствующей императрицы Марии Фёдоровны — летняя резиденция, альтернативная Павловску. Эти особенности отразились в планировке и декоративном оформлении интерьеров.
До 1917 года дворец принадлежал императорской семье. После революции 1917 года дворец перешел в ведение Петроградского Совнаркома. С 1918 по 1929 год дворец становится Музеем истории и быта. Его коллекция не только сохраняется, но и пополняется предметами из расформированных дач на Каменном и Крестовском островах. В 1930 году дворец был закрыт, коллекция разрознена, некоторые произведения переданы в фонды Эрмитажа, Русского музея, Гатчинского дворца, другие проданы через внутренние и внешнеторговые организации.
Во время Великой Отечественной войны дворец сильно пострадал: в результате пожара в начале 1942 года погибли интерьеры, обрушилась кровля и межэтажные перекрытия. В 1961 году дворец был отреставрирован и открыл свои двери для посетителей. На первом этаже дворца в Парадных залах были представлены художественные интерьеры в стиле ампир. Посетители могут познакомиться с произведениями живописи, скульптуры, декоративно-прикладного искусства первой трети XIX века. На втором этаже размещена экспозиция русского жилого интерьера второй половины XIX – начала ХХ века.
Место
Дворец возведен архитектором А. И. Резановым по государственному заказу для Великого князя Владимира Александровича. Здание является художественным эталоном стиля «историзм» в России.
Парадные гостиные, Танцевальный зал, приемный кабинет Великой княгини Марии Павловны выполнены в стиле рококо. «Малиновая гостиная» и личная библиотека Великого князя воссоздают стиль ренессанса, столовая — готический стиль. Будуар выполнен в мавританском стиле. Из интерьеров в русском стиле сохранился один из лучших парадных залов — Дубовый (Большой банкетный), созданный А. И. Резановым и В.А. Шретером. Особой изысканностью отличается Главная лестница Дворца с ее изящным разворотом к Белому залу и уникальными расписными зеркалами итальянского мастера Т.Келацци.
При планировке и отделке интерьеров архитекторы учитывали высокий государственный статус Великого князя Владимира Александровича, сына императора Александра II и брата императора Александра III.