Далеко не все достопримечательности Петербурга можно увидеть в ходе обзорной экскурсии. Мы составили для вас чек-лист из 20 локаций Северной столицы, которые обязательно нужно посетить туристу. Ну а если вы живете в Петербурге и принимаете гостей из других городов, наша шпаргалка поможет вам составить интересный и насыщенный маршрут!
Место
Стрелка Васильевского острова расположена между Дворцовым и Биржевым мостами со стороны Васильевского острова, там, где Нева разделяется на Большую и Малую.
Очертания береговой линии Васильевского острова, а вместе с ними и планировка набережных многократно менялись. Во времена Петра I оконечность Васильевского острова застраивалась усадьбами сановников. Впоследствии здесь началось строительство торговых и складских зданий, в том числе зданий Биржи и Таможни.
История набережной берет свое начало в 1800-х годах, когда по проекту архитектора Тома де Томона здесь строилось новое здание Биржи. Французский архитектор — автор всего ансамбля Стрелки, в том числе знаменитого Биржевого спуска с его криволинейными пандусами, каменными львиными масками и громадными гранитными шарами на постаментах.
Место
Парк на Петроградской стороне начинается возле Иоанновского моста, ведущего к Петропавловской крепости, и тянется вдоль Кронверского проспекта до Ленинградского зоопарка. Был основан в середине XIX века на месте бывшего гласиса Петропавловской крепости (гласис — часть фортификационого сооружения, пологая земляная насыпь перед наружным рвом крепости, в данном случае — перед Кронверкским каналом).
Александровский — один из первых публичных парков Петербурга, созданный при Николае I по инициативе министра финансов Егора Канкрина и названный в честь Александра I.
В начале XX века парк был местом народных гуляний — особенно та его часть, что расположена ближе к Зоопарку. Тогда это был отдельный сад, относившийся к Народному дому Императора Николая II (при советской власти — сад Госнардома). Здесь располагался летний театр, миниатюрная железная дорога, всяческие аттракционы и увеселения и главая достопримечательность сада — Американские горы. Аттракцион дореволюционной постройки сгорел в 1932 году, но к 1 мая 1934 года открылся новый, вдвое больший. Американские горы простояли до осени 1941 года и сгорели при бомбежке.
Место
Воскресенский Смольный собор входит в состав архитектурного ансамбля Смольного монастыря. До 2016 года являлся концертной площадкой классической музыки, ныне – действующий православный храм.
Собор был освящен в 1835 году, через 87 лет после закладки, совершенной в 1748 году изволением императрицы Елизаветы Петровны.
Автор проекта, выдающийся зодчий Ф. Б. Растрелли, создавал свое творение в стиле елизаветинского барокко, но не успел завершить его. Интерьер храма в начале ХIХ века создал другой знаменитый архитектор – В. П. Стасов. Здание построено в стиле пышного елизаветинского барокко. Стены покрашены в мягкий голубой цвет, купола — в серый. По стилю архитектуры Смольный собор больше напоминает дворец, нежели храм.
Место
Архитектурный ансамбль Новая Голландия находится на одноименном рукотворном острове, окруженном водами реки Мойки, Адмиралтейского и Крюкова каналов. Построенный в XVIII веке в стиле классицизм, он был создан для нужд Адмиралтейства.
История Новой Голландии неразрывно связана с историей Адмиралтейства. При создании русского флота Петр I пригласил голландских кораблестроителей. Первоначально «Голландией» называлось место около Адмиралтейства, где были устроены склады корабельного леса. Но судостроительная верфь в Адмиралтействе была перегружена, и что пришлось основать еще одну, названную Галерной.
Две верфи соединили каналом, а еще одним каналом соединили Фонтанку и Большую Неву (позднее, в 1738 году, каналы получили имена Адмиралтейский и Крюков). Так между двумя каналами и рекой Мойкой появился остров треугольной формы. Его площадь составляет 7,8 тысячи квадратных метров
Место
«Спас на Крови» – таково народное название собора Воскресения Христова. Это уникальный храм-памятник, возведенный в память о царе-освободителе Александре II. 1 марта 1881 года здесь на набережной Екатерининского канала, было совершено покушение на императора. От полученных ранений самодержец скончался. Отсюда и название собора, в котором подразумевается пролитая царская кровь.
Сначала на месте гибели царя появилась временная часовня, ее построили на городские средства по проекту Леонтия Бенуа (русский архитектор, брат знаменитого художника Александра Бенуа). Уже в апреле1881 года в часовне провели первую церковную службу. А в 1883 году здесь был заложен новый, большой храм. К созданию проекта привлекались именитые архитекторы XIX века, в итоге был утвержден проект Альфреда Парланда. Собор строился больше 20 лет, он был освящен только 19 августа 1907 года.
Архитектура храма представляет собой образец позднего этапа русского стиля. Это стилизованный собирательный образ русского православного храма, ориентированный на образцы Москвы и Ярославля XVI—XVII веков. Большое влияние на внешний облик здания оказала архитектура московского собора Василия Блаженного.
Место
Исаакиевский собор – главный действующий православный собор Санкт-Петербурга, один из символов Северной столицы, великолепное творение Огюста Монферрана.
Исаакиевский собор строился на протяжении сорока лет и был уже четвертым по счету петербургским храмом преподобного Исаакия Далматского – святого, которого почитал Петр I.
В первой, скромной деревянной Исаакиевской церкви венчались сам государь и Екатерина Алексеевна. Вторая, каменная Исаакиевская церковь была построена в стиле «петровского барокко», но в 1735 году в церкви случился пожар, после которого здание разобрали.
Место
Крейсер «Аврора» был построен в Санкт-Петербурге на Новом Адмиралтействе и торжественно спущен на воду в 1900 году. Название судно получило в память о знаменитом одноименном парусном фрегате времен Крымской войны.
Прежде чем крейсер «Аврора» стал символом Октябрьской революции, он успел принять участие сначала в Русско-японской войне, в том числе в знаменитой Цусиме, а затем — и в Первой мировой.
25 октября 1917 года с корабля был произведен холостой выстрел, который стал сигналом к штурму Зимнего дворца. Но стояла «Аврора» не там, где мы привыкли ее видеть, а гораздо выше по течению Невы, у Николаевского (сейчас — Благовещенского) моста.
Место
Петропавловская крепость заложена 27 мая 1703 года. По преданию, Петр I сам выбрал место для новой крепости – небольшой Заячий остров (по-фински – Енисаари), расположенный в устье реки Невы. Цитадель в форме шестиконечной звезды сооружалась по проекту, составленному французским инженером Ж.Г. Ламбером при участии царя.
1 октября 1703 года крепость освятили. На Государевом бастионе был поднят Андреевский флаг, на крепостных валах установлены триста орудий. Шесть куртин (крепостных валов) соединяют шесть мощных бастионов, названных именами сподвижников Петра I. Оборонительную систему с запада и востока замыкают Иоанновский и Алексеевский равелины (вспомогательные крепостные сооружения треугольной формы). Два моста — Иоанновский и Кронверкский - соединяют Заячий остров с Петроградским.
Вопреки распространенному мнению, город Санкт-Петербург назван не в честь своего основателя Петра Первого, а в честь апостола Петра, небесного покровителя города. Петропавловская крепость посвящена двум святым апостолам, заложившим основы христианской веры, — Петру и Павлу.
Место
В начале XVIII века на месте нынешнего Марсова поля было болото, поросшее жидким кустарником. Главная его функция состояла в том, чтобы отделить только что основанный Летний сад с императорской резиденцией от обычной городской застройки.
В 1720-е годы территорию осушили, прорыв два канала: Лебяжий по восточной границе поля и Красный — на западной. В конце XVIII века Красный канал был засыпан. Это место стали называть «Потешным полем», а позже – «Царицыным лугом».
В 1798—1801 годах на Царицыном лугу были установлены памятники полководцам П. А. Румянцеву и А. В. Суворову. Впоследствии Румянцевский обелиск перенесли на Васильевский остров, а памятник Суворову – ближе к Неве. На лугу проходили военные парады, и за ним закрепилось название Марсово поле – подобно Марсову полю в древнем Риме и Париже.
Место
Михайловский сад — один из редчайших памятников ландшафтной архитектуры XVIII — первой трети XIX веков. Это уникальное сочетание двух разных стилей ландшафтного искусства — регулярного и пейзажного и яркий пример архитектурного единства здания (Михайловского дворца) и природного ландшафта, созданный по замыслу великого зодчего Карла Росси.
Сад входит в комплекс объемно-пространственной композиции центральной части Санкт-Петербурга, включающей Летний сад и Марсово поле. Он неоднократно менял свою планировку в соответствии с веяниями моды и вкусами новых владельцев. Характерной особенностью композиции Михайловского сада в проекте Росси было сохранение планировки отдельных его участков по проектам Леблона («Шведский сад» петровской эпохи) и Растрелли (сада-лабиринта, украшенного скульптурой и фонтанами).
С южной стороны сад примыкает к Михайловскому дворцу, зданиям Этнографического музея и Корпуса Бенуа. С восточной стороны территория парка ограничена Садовой улицей, с северной — рекой Мойкой, а с западной — каналом Грибоедова. У северо-западной части Михайловского сада располагается храм Спаса на Крови.
Место
(7) 19 марта 1898 года в Санкт-Петербурге открылся первый в России государственный музей национального русского искусства.
Мысль о создании в столице такого музея обсуждалась в образованной среде русского общества с середины XIX века, в том числе эту идею горячо поддерживал император Александр III, но осуществить ее удалось лишь в 1895 году. У истоков музея стояли видные ученые, искусствоведы, историки, этнографы, археологи, архитекторы: Д. И. Толстой, А. Н. Бенуа, П. А. Брюллов, П. И. Нерадовский, Н. П. Сычёв, П. И. Столпянский, М. П. Боткин, А. А. Миллер, Н. Н. Пунин и многие другие.
(13) 24 апреля 1895 года император Николай II издал Высочайший указ «Об учреждении особого установления под названием "Русского Музея Императора Александра III" и о представлении для сей цели приобретённого в казну Михайловского Дворца со всеми принадлежащими к нему флигелями, службами и садом». Управление делом создания музея было возложено на великого князя Георгия Михайловича.
Место
История Летнего сада начинается в 1704 году. Именно тогда Петр I повелел разбить в районе пустующего дома шведа Конау прекрасный парк. Государь собственноручно начертал эскиз и повелел каждый год украшать сад растениями однолетниками. Через пару лет тут заложили первый фонтан, а в 1710 году построили Летний дворец Петра I.
Петр желал заставить Летний сад как можно большим числом скульптур. В 1714 году одну из открытых галерей украсили статуей Венеры, подаренной папой Римским. Скульптуры собирали со всех сторон света, и к завершению правления царицы Елизаветы в саду была установлена двухсотая по счету статуя.
В 1771 году с северной части сада была установлена удивительной красоты ограда, которой удалось стать одним из главных символов Петербурга. Решетка Летнего сада, созданная по проекту архитектора Юрия Фельтена и Петра Егорова прославилась на весь мир.
Место
Гордый силуэт Петра Великого на коне, топчущем змею, был создан выдающимся французским скульптором Этьеном Фальконе по указанию Екатерины II. Голову Петра изготовила Мари Анн Колло, ученица Фальконе, а змею вылепил русский мастер Федор Гордеев.
Примечателен и гранитный постамент, на котором возвышается император. В его основу лег «Гром-камень», многотонный монолит, который проделал длительный путь из деревни Конная Лахта, прежде чем стать подножием выдающейся скульптуры.
Надпись на постаменте гласит: «Петру первому Екатерина вторая» (с другой стороны памятника надпись приведена на латыни: «Petro primo Catharina secunda»).
Место
Государственный Эрмитаж начинал свою историю как «место уединения» для частной коллекции произведений живописи императрицы Екатерины II. Годом основания Эрмитажа считается 1764-й, когда Екатерина II приобрела коллекцию произведений живописи у берлинского купца И.-Э. Гоцковского.
С течением времени коллекция стала пополняться разнообразными шедеврами и редкими произведениями искусства. Однако лишь в 1852 году по высочайшему указу Николая I она стала доступна для открытого посещения.
(5) 17 февраля 1852 года состоялось торжественное открытие Нового Эрмитажа, одного из пяти связанных друг с другом зданий на Дворцовой набережной, построенных по проекту баварского архитектора Лео фон Кленце По этому случаю в Эрмитажном театре был дан спектакль, а затем устроен праздничный ужин на 600 персон.
Место
Казанский кафедральный собор на Невском проспекте – один из главных действующих соборов Петербурга. Он был возведен в 1801–1811 гг. по проекту архитектора Андрея Воронихина.
В начале XVIII века здесь, на месте пересечения Невской першпективы и речки Кривуши (ныне канал Грибоедова), находились деревянные строения госпиталя и дома его служащих. При этом госпитале в 1710 году была построена часовня, а в 1712 году — деревянная церковь.
6 сентября 1733 года по указу императрицы Анны Иоанновны на месте деревянной церкви был заложен храм Рождества Пресвятой Богородицы. Строился он по проекту М.Г. Земцова, который взял за образец Петропавловский собор. Многоярусная колокольня новой Рождественской церкви, достигавшая высоты 58 метров, была заметным украшением Невского проспекта.
Место
Дворцовая площадь — главная площадь Санкт-Петербурга, архитектурный ансамбль, возникший во второй половине XVIII — первой половине XIX века, образованный такими памятниками истории и культуры федерального значения, как Зимний дворец, Здание штаба Гвардейского корпуса, Здание Главного штаба с Триумфальной аркой, Александровская колонна.
Дворцовая площадь вдвое больше Красной площади в Москве и включена в список Всемирного наследия ЮНЕСКО. Её размеры составляют около 5,4 га.
Своей современный вид площадь обрела в 1810-е — 1840-е годы. В создании архитектурного ансамбля принимали участие такие великие зодчие, как Карл Росси, Александр Брюллов и Огюст Монферран, руководил работами выдающийся инженер Августин де Бетанкур.
Место
Адмиралтейство– один из самых известных памятников Северной столицы. С него началось зарождение флота в России, развитие судостроения и морского могущества России.
Строительство Адмиралтейства было начато в 1704 году по чертежам, подписанным лично Петром I, на острове между Невой и Мойкой (остров был назван Адмиралтейским). Оно задумывалось как главная судостроительная верфь России на Балтийском море.
Адмиралтейство было заложено 5 (16) ноября 1704 года, о чём сохранилась следующая запись в походном журнале Петра: «Заложили Адмиралтейский дом и веселились в остерии и веселились, длина 200 сажен, ширина 10 сажен».
Место
Улица, построенная по проекту Карла Росси и названная в его честь, идет от Александринского театра к площади Ломоносова и составляет с театром единый архитектурный ансамбль. Он сформировался в 1828–1834 годах и обращает на себя внимание классическими пропорциями. Длина улицы — 220 метров, ширина — 22 метра, высота зданий — 22 метра.
Таким образом, улица Зодчего Росси уникальна своим точным следованием античным канонам: ее ширина равна высоте образующих ее зданий, а длина ровно в десять раз больше. Состоит она из пяти домов, построенных по единому проекту с единым фасадом. Трехэтажные здания в классическом стиле украшены белыми сдвоенными полуколоннами дорического ордера.
Историческое название улицы — Театральная, свое современное имя она получила в 1923 году.
Место
Ансамбль Михайловской площади создавался в первой трети XIX века по проекту К.И. Росси, в рамках возведения Михайловского дворца. В дальнейшем, застраивая площадь, другие архитекторы имитировали этот стиль для фасадов своих зданий.
В петровское время земля, где позднее создали площадь, предназначалась для разбивки Третьего Летнего сада, потом здесь устраивали сад для охоты и сад Летнего дворца Елизаветы Петровны.
В 1823 году, когда строительство Михайловского дворца подходило к завершению, К.И. Росси составил план преобразования прилегающей к нему местности. В проект вошла сама площадь, создание Инженерной и Михайловской улиц, а также продление Садовой улицы до Марсова поля. Овальный Михайловский сквер был разбит в центре площади в 1827—1828 годах . С 1831 года началась дальнейшая застройка периметра другими зданиями.
Место
Свято-Троицкая Александро-Невская Лавра – старейший монастырь Санкт-Петербурга, уникальный комплекс памятников архитектуры XVIII – XIX вв. Он был основан по указу Петра I в 1713 году. Место, выбранное императором, связано с Невской битвой 1240 года, хотя, согласно историческим фактам, эта битва произошла выше по течению Невы.
(25 марта) 5 апреля 1713 года в Санкт-Петербурге в присутствии Петра I была торжественно освящена деревянная Благовещенская церковь; этот день стал официальной датой основания Александро-Невской лавры.
В 1714 году здесь были основаны братские кельи, и началось монашеское общежитие. Два года спустя основано Лазаревское кладбище, получившее свое название по имени небольшой каменной церкви Праведного Лазаря. Эту церковь возвели вблизи алтаря деревянной Благовещенской церкви для погребения сестры Петра I царевны Наталии Алексеевны.