Храм
Казанский кафедральный собор на Невском проспекте – один из главных действующих соборов Петербурга. Он был возведен в 1801–1811 гг. по проекту архитектора Андрея Воронихина.
В начале XVIII века здесь, на месте пересечения Невской першпективы и речки Кривуши (ныне канал Грибоедова), находились деревянные строения госпиталя и дома его служащих. При этом госпитале в 1710 году была построена часовня, а в 1712 году — деревянная церковь.
6 сентября 1733 года по указу императрицы Анны Иоанновны на месте деревянной церкви был заложен храм Рождества Пресвятой Богородицы. Строился он по проекту М.Г. Земцова, который взял за образец Петропавловский собор. Многоярусная колокольня новой Рождественской церкви, достигавшая высоты 58 метров, была заметным украшением Невского проспекта.
2 июля 1737 года в храм перенесли икону Казанской Божией Матери, а 13 (24) июня 1737 года в присутствии императрицы Анны Иоанновны состоялось торжественное освящение церкви. По хранимой здесь иконе ее стали именовать Казанской.
Во время правления Елизаветы Петровны церковь получила статус собора. Храм, официально названный Казанским собором, во второй половине XVIII — начале XIX веков был главным в Санкт-Петербурге. В 1762 году здесь принимала присягу Екатерина II, взошедшая на престол после дворцового переворота. В 1773 году здесь венчались будущий император Павел I и принцесса Гессен-Дармштадская.
К концу XVIII века здание Казанского собора обветшало, перестало соответствовать сложившемуся к тому времени облику парадного Невского проспекта. В 1797–1800 годах был проведен конкурс на проект нового храма. По требованию Павла I он должен был походить на собор Святого Петра в Риме.
На церемонии закладки Казанского собора Павел I уже не присутствовал — он был убит в марте 1801 года. 27 августа (7 сентября) 1801 года в закладке участвовал Александр I.
Необычный для русской архитектуры однокупольный собор с наружной колоннадой строился по проекту архитектора Андрея Воронихина в течение 10 лет. Первоначально Казанский собор планировали возвести к 1804 году, однако работы затянулись. Строился собор южнее Рождественской церкви, которая все это время продолжала свою работу. Старую церковь снесли только после освящения нового собора, которое состоялось (15) 27 сентября 1811 года в присутствии императора Александра I. Обряд освящения совершил митрополит Амвросий.
Казанский собор стал самым высоким храмом в Петербурге начала XIX века. Его высота достигает 71,5 метра. Собор считается выдающимся памятником русской архитектуры, вехой начала золотого периода русского зодчества. Автор проекта, архитектор Андрей Воронихин, был награжден орденом Святого Владимира 4-й степени.
В плане Казанский собор представляет собой «латинский крест». Это обстоятельство и символ «Всевидящего ока» в треугольном фронтоне северного фасада, дало основание некоторым историкам видеть в этом здании масонский храм. Действительно, архитектор Воронихин и граф Александр Строганов (президент Императорской Академии художеств и куратор строительства), и сам Александр I были видными членами масонской ложи. Однако композицию Казанского собора следует признать совершенно оригинальной. Задуманная для симметрии южная колоннада из-за недостатка средств не была построена, и это уберегло композицию от искусственности.
Собор можно по праву назвать рукотворным, так как техника при строительстве практически не применялась, материалами служили камни-монолиты, привезенные из Карелии. Внутреннее покрытие полов выполнено из русского мрамора Сортавалы и розового Карельского Белогорского мрамора. Шокшинский мрамор стал отделкой амвона, царского места и ступеней алтаря. Впервые в строительной практике Воронихиным была применена металлическая конструкция купола. В строительстве Казанского собора не участвовал ни один иностранный мастер. Бригадой каменщиков руководил Самсон Суханов.
В нишах северного фасада расположили четыре бронзовые скульптуры: князья Владимир и Александр Невский (скульптор С. Пименов), Андрей Первозванный (В.И. Демут-Малиновский), Иоанн Креститель (И П. Мартос). Бронзовые двери входа с северной стороны здания являются копией дверей баптистерия (крестильного дома) XV века во Флоренции. Иконы для Казанского собора были написаны В. Боровиковским, О. Кипренским, А. Ивановым и другими известными художниками.
Особая достопримечательность и главная святыня собора – чудотворная икона Казанской Божией Матери. Свидетели начала XIX в так описывают это произведение искусств: богатое украшение, щедро сдобренное драгоценностями. Свет почти как дневной, благодаря тысячам горящих свечей, заставляющих преклонить колени перед алтарем.
После Отечественной войны 1812 года собор стал памятником русской воинской славы. В 1813 году здесь был похоронен полководец М.И. Кутузов. В 1837 году перед собором открыты памятники М. И. Кутузову и М. Б. Барклаю-де-Толли.
В 1899–1900 годах перед Казанским собором был устроен сквер. Фонтан работы Ж. Ф. Тома де Томона (1809 год) перенесли сюда с Пулковского шоссе в 1934 году.
После 1917 года с купола сняли крест, на его месте установили позолоченный шар со шпилем. В 1932 году здесь открылся музей истории религии и атеизма. Икону Казанской Божией Матери перенесли во Владимирский собор.
29 марта 1998 года собор был возвращен Русской православной церкви, ему возвращена икона Казанской Божией Матери.