Достопримечательность
Архитектурный ансамбль Новая Голландия находится на одноименном рукотворном острове, окруженном водами реки Мойки, Адмиралтейского и Крюкова каналов. Построенный в XVIII веке в стиле классицизм, он был создан для нужд Адмиралтейства.
История Новой Голландии неразрывно связана с историей Адмиралтейства. При создании русского флота Петр I пригласил голландских кораблестроителей. Первоначально «Голландией» называлось место около Адмиралтейства, где были устроены склады корабельного леса. Но судостроительная верфь в Адмиралтействе была перегружена, и что пришлось основать еще одну, названную Галерной.
Две верфи соединили каналом, а еще одним каналом соединили Фонтанку и Большую Неву (позднее, в 1738 году, каналы получили имена Адмиралтейский и Крюков). Так между двумя каналами и рекой Мойкой появился остров треугольной формы. Его площадь составляет 7,8 тысячи квадратных метров
После прорытия каналов на этот остров перенесли склады, а сам остров получил название «Новая Голландия».
Мало кто знает, что в Новой Голландии находился первый военный порт России, основанный в сентябре 1721 года. Но стать полноценным портом острову так и не довелось. По мнению некоторых историков, на острове находился небольшой дворец Петра I (сейчас на его месте — пруд правильной формы, отмеченный еще на ранних картах Санкт-Петербурга).
В 30-е годы XVIII века Новая Голландия была передана в ведомство Адмиралтейств-коллегии, и на острове появились первые деревянные амбары для хранения корабельного леса, построенные архитектором Иваном Коробовым.
Позднее на месте деревянных сараев решили возвести каменные сооружения. Архитектор Савва Чевакинский разработал новаторские конструкции для вертикального хранения бревен и создал чертежи строений, напоминавших крепость. Жан-Батист-Мишель Валлен-Деламот создал проекты классических порталов и арочного декора фасадов, выходящих на каналы. Оба проекта переработал и воплотил в жизнь инженер Иоганн Герард. Формирование архитектурного облика Новой Голландии было завершено к концу XVIII века.
В середине XIX века на острове Новая Голландия строятся сооружения нового назначения, в том числе здание морской тюрьмы, разработанное архитектором Александром Штаубертом. Круглое здание называли «Бутылкой», и именно отсюда взялась поговорка «не лезь в бутылку».
В конце XIX века на Новой Голландии по инициативе Дмитрия Менделеева появился первый в России опытовый бассейн. Здесь тестировали модели линкоров, линейных кораблей и первых русских подводных лодок. Под руководством ученого на острове была также создана лаборатория по разработке бездымного пороха. В начале ХХ века здесь разместилась и радиостанция, которая держала связь с Балтийским и Черноморским флотом.
В дни блокады Новая Голландия серьезно пострадала от артиллерийских обстрелов. Восстановленный после войны комплекс вновь пришел в упадок к концу ХХ века. В 1977 году архитектор Вениамин Фабрицкий выдвинул идею использовать памятник архитектуры для культурных целей, но в XX веке она не была реализована. В начале XXI века оказались утрачены некоторые здания, в том числе опытовый бассейн.
До 12 декабря 2004 года комплекс занимали службы Балтийского флота, затем все эти объекты были переданы городу. В 2010 году стартовал проект реконструкции Новой Голландии — тендер выиграло ООО «Новая Голландия Девелопмент».
В 2016 году на острове открылся современный городской парк, который стал излюбленным местом отдыха петербуржцев. Здесь проходят праздники, фестивали и другие события городского масштаба.
***
Ансамбль «Новая Голландия» входит в экскурсионную программу городского проекта «Открытый город». Это совместный проект Санкт-Петербургского городского отделения Всероссийского общества охраны памятников истории и культуры и Комитета по государственному контролю, использованию и охране памятников истории и культуры. Реализуется при поддержке Правительства Санкт-Петербурга, благодаря чему все участники могут посещать мероприятия бесплатно.