Старт
Сенатская пл.
Время в пути
около 1 часа (спокойным шагом, без учета посещения музеев)
Протяженность
около 5 км
Финиш
пл. Ломоносова
тематические маршруты
Карл Иванович Росси (1775–1849) — один из самых знаменитых архитекторов, создавших Санкт-Петербург.
Карло ди Джованни Росси родился 18 декабря 1775 года в Неаполе, в 1787 году переехал в Россию. В юности обучался у архитектора Винченцо Бренна, которому помогал при строительстве Михайловского замка. К ранним работам Росси также относятся павильоны Павловского дворца и Елагин дворец. Но прославили архитектора парадные архитектурные ансамбли центра Северной столицы, с которыми вы и познакомитесь на этом маршруте.
Зодчий скончался 6 апреля 1849 года в Санкт-Петербурге, его могила находися на Лазаревском кладбище Александро-Невской лавры.
Обратите внимание!
Вы можете путешествовать по Петербургу самостоятельно со смартфоном в руке, а можете записаться на одну из подробных и увлекательных индивидуальных экскурсий от нашего Экскурсионного бюро.
Выбрать, заказать и оплатить автомобильно-пешеходный тур по городу с гидом— опытным краеведом, знатоком истории и архитектуры Петербурга, вы можете в разделе «Экскурсии».
Стоимость экскурсии по городу на комфортабельном автомобиле – от 5900 руб.
Маршрут начинается на Сенатской площади, у зданий Сената и Синода. Арка между ними, по замыслу зодчего, была призвана символизировать единство государства и церкви. Сейчас здание Сената занимает Конституционный суд, а здание Синода — Президентская библиотека имени Ельцина.
Ваш путь лежит вдоль Адмиралтейской набережной парадной пристани со львами – творению Карла Росси. Интересно, что исторически пристань располагалась чуть выше по течению – там, где сегодня Дворцовый мост.
Ансамбль Дворцовой площади – главной парадной площади Петербурга — сформировался в 1820-х годах, когда по проекту Росси был возведен комплекс зданий Главного штаба. Сегодня в восточном крыле Главного штаба размещены экспозиции Государственного Эрмитажа. Два крыла, полукругом охватывающие площадь и соединённые триумфальной аркой — один из самых знаменитых «открыточных» видов города. Но перейдите реку Мойку и взгляните на восточное крыло здания со стороны Капеллы, и перед вами откроется необычная картина — острый, практически двухмерный угол фасада, напоминающий нос корабля.
По набережной Мойки дойдите до места, где она соединяется с каналом Грибоедова, и вы увидите Трехмостье — уникальную инженерную конструкцию из трех частей: Мало-Конюшенный и Театральный мосты, а также Ложный мост-дамба. Автор Трехмостья — инженер В.К. фон Треттер, а проект перепланировки этой территории принадлежит Росси, он составлен в рамках строительства Михайловского дворца, который у вас еще впереди.
А вот классический трехэтажный дом, расположенный рядом с мостами и выполненный в характерной для Росси желто-белой гамме, построен не Росси, а совсем другим архитектором — Доменико Адамини.
Обогнув храм Спаса-на-Крови, войдите в Михайловский сад, по замыслу великого зодчего созданный при Михайловском дворце. Гуляя по саду, обратите внимание на павильон Росси с дорической сквозной колоннадой и полуротондой и на изящный чугунный мостик Росси через протоку, соединившую два пруда.
В Михайловском дворце сегодня располагается Государственный Русский музей. Как и сам дворец, так и ансамбль площади Искусств, на которую он выходит главным фасадом, были спроектированы Росси. Он же составил проекты всех выходящих на площадь зданий в едином стиле, и в дальнейшем этого стиля придерживались другие архитекторы, которые застраивали площадь.
На соседней Манежной площади вы увидите здания Михайловского манежа и конюшен. Они были построены архитектором Винченцо Бренна как часть комплекса зданий Михайловского замка. Молодой Карл Росси, как мы помним, помогал своему учителю в этом проекте, а 1823–1824 годах он перестроил манеж и конюшни, связав их фасады в единую композицию.
Малая Садовая улица выведет вас к площади Островского. В XIX веке площадь называлась Александринской по ее доминанте — величественному ампирному зданию Александринского театра. Авторству Карла Росси, кроме театра, принадлежит также одно из зданий Российской национальной библиотеки, выходящее на площадь главным фасадом.
До середины XVIII века эти земли занимала усадьба Аничкова дворца. В 1820-х годах К.И. Росси создал проект перепланировки территории усадьбы. Он включал в себя возведение театра, создание двух площадей — Александринской и Чернышёвой (ныне площадь Ломоносова) и застройку проезда от театра к Чернышёвой площади.
Именно этот проезд и стал улицей, которая в XX веке получила имя Зодчего Росси (историческое название — Театральная). Улица уникальна своим точным следованием античным канонам: ширина равна высоте образующих ее зданий, а длина — ровно в десять раз больше. Длина улицы — 220 метров, ширина и высота зданий — 22 метра.
По улице Зодчего Росси вы выходите на площадь Ломоносова с ее классическими зданиями двух министерств и дирекции Императорских театров. Здесь и завершается ваш маршрут.