Literary St. Petersburg

Start

Moika River emb., 12

Travel time

about 1 hour (at a calm pace, excluding museum visits)

Length

4,8 km

Finish

Kuznechny Lane 5/2

theme routes

What is this route?

On the route through the literary places of the historical center of St. Petersburg, you will find addresses related to the life and work of the most famous St. Petersburg writers of the XIX-XX century - from A.S. Pushkin and F.M. Dostoevsky to Joseph Brodsky and Sergei Dovlatov.

What will you see?

Historical Museums

Alexander Pushkin Museum and Memorial Apartment

Historical Museums

State Literary Museum "XX Century"

Cultural spaces

Basement of Stray Dog (Podval Brodyachei Sobaki)

Famous buildings

House of Adamini

Art museums

The Mikhailovsky Palace (Engineering Palace)

Famous buildings

House of the Third Division

Famous buildings

House of Muruzi

Historical Museums

Memorial Museum-Apartment of N.A. Nekrasov

Historical Museums

Anna Akhmatova Museum at the Fountain House

Monuments

The monument to V.V. Mayakovsky

Famous buildings

Residential complex of the Basin Partnership

Unusual monuments

Miniature monument to Daniil Kharms

Famous buildings

«Saigon»

Famous buildings

"The Tear of Socialism"

Monuments

Monument to Sergei Dovlatov

Monuments

Monument to F.М. Dostoevsky

Historical Museums

Dostoevsky Memorial Museum

Еще 13 +

What can you expect?

The starting point of the route is perhaps the most famous literary address, not only in St. Petersburg, but throughout Russia, - Pushkin Museum-Apartment on Moika 12.

After paying tribute to the great Russian poet, go to the embankment of the Griboedov Canal to house 9, where you will be transported a century back. The history of the house is associated with the names of Mikhail Zoshchenko, Benjamin Kaverin, Nikolai Zabolotsky, Eugene Schwartz. Today the State Literary Museum "XX Century" is working here.

Through the Griboedov channel - back to the house of Adamini. In the 1830s, Baron P.L. Schilling von Kanstadt, the inventor of the telegraph, lived on the corner of the Moika and the Field of Mars., and Pushkin, Krylov and Zhukovsky were his guests. At the beginning of the 20th century, the Adamini house became a center of attraction for many famous figures of literature and art of the Silver Age, and in the second half of the 20th century, such famous writers as Yuri German (and his son, director Alexei German), Yakov Gordin, Nina Katerli lived here.

Behind the Field of Mars, the Engineering (Mikhailovsky) Castle rises. In the XIX century, it housed the Main Engineering School, where the future great Russian writer Fedor Dostoevsky studied in 1838-1843.

On the other side of the Fontanka - the notorious house of the Third Branch. Many progressive-minded people in Russia have experienced the heavy hand of a political investigation. In 1840, young Herzen was brought here for "sedition" in a private letter. In April-May 1847, Taras Shevchenko was sitting here, and in April 1849, Dostoevsky was arrested along with members of the Petrashevsky circle.

Along Pestel Street - to the house of Muruzi. The names of such writers as Leskov, Merezhkovsky and Gippius are associated with it, and, of course, the name of the Nobel Prize winner poet Joseph Brodsky, which is reminded of by a plaque on the facade. 

Two more literary museums are located on Liteiny - this is a museum of N.A. Nekrasov on the corner with the street named after him and the museum of Anna Akhmatova in the Fountain House. The Akhmatova Museum regularly hosts exhibitions, poetry readings, and creative meetings. Take a walk in the garden of the Fountain House, where interesting events are also frequent. 

On the corner of Nevsky and Vladimirsky Prospects, pay attention to the fashionable Radisson Hotel. From 1964 to 1989, the famous bohemian cafeteria Saigon was located here, which was visited by Brodsky and Dovlatov, Oleg Grigoryev and Boris Grebenshchikov, Victor Tsoi and many other musicians, artists, poets, and representatives of the Leningrad underground.

Turning from Nevsky to Rubinstein Street, you will soon see a constructivist house with the intriguing title “The Tear of Socialism”. Here in the 1930s there was an experimental commune of engineers and writers, where, among other things, Olga Berggolz, the “siege muse of Leningrad” lived.

Further along Rubinstein - to the house where Sergei Dovlatov lived. You will recognize it immediately: a monument to the writer is erected near the house.

The final point of your trip is Kuznechny Lane, the Literary and Memorial Museum of F.M. Dostoevsky. In this apartment, the great Russian writer lived the last years of his life and created the novel The Brothers Karamazov, and today exhibitions and literary evenings are held here. There is even a theater in the house.

Литературный Петербург

Старт

наб. р.. Мойки, 12

Время в пути

около 2 часов (спокойным шагом, без учета посещения музеев)

Протяженность

6,5 км

Финиш

Кузнечный пер., 5/2

тематические маршруты

Что это за маршрут?

На маршруте по литературным местам исторического центра Санкт-Петербурге вас ждут адреса, связанные с жизнью и творчеством самых известных петербургских писателей XIX-XX века – от Александра Сергеевича Пушкина и Федора Михайловича Достоевского до Иосифа Бродского и Сергея Довлатова.

Обратите внимание!

Вы можете путешествовать по Петербургу самостоятельно со смартфоном в руке, а можете записаться на одну из подробных и увлекательных индивидуальных экскурсий от нашего Экскурсионного бюро.

Выбрать, заказать и оплатить автомобильно-пешеходный тур по городу с гидом— опытным краеведом, знатоком истории и архитектуры Петербурга, вы можете в разделе «Экскурсии».

Стоимость экскурсии по городу на комфортабельном автомобиле – от 5900 руб.

Что вы увидите?

Исторические музеи

Мемориальный Музей-квартира А. С. Пушкина

Исторические музеи

Государственный литературный музей «XX век»

Креативные пространства

Подвалъ Бродячей Собаки

Знаменитые строения

Дом Адамини

Художественные музеи

Михайловский (Инженерный) замок

Знаменитые строения

Дом Третьего отделения

Знаменитые строения

Дом Мурузи

Исторические музеи

Мемориальный Музей-квартира Н.А. Некрасова

Исторические музеи

Музей Ахматовой в Фонтанном доме

Памятники

Памятник В.В. Маяковскому

Знаменитые строения

Жилой комплекс Бассейного товарищества

Необычные памятники

Миниатюрный памятник Даниилу Хармсу

Знаменитые строения

«Сайгон»

Знаменитые строения

«Слеза социализма»

Памятники

Памятник Сергею Довлатову

Памятники

Памятник Ф.М. Достоевскому

Исторические музеи

Литературно-мемориальный музей Ф.М. Достоевского

Еще 13 +

Что вас ожидает?

Стартовая точка маршрута — пожалуй, самый знаменитый литературный адрес, не только в Петербурге, но и во всей России, — Музей-квартира Пушкина на Мойке, 12.

Отдав дань памяти великому русскому поэту, отправляйтесь на набережную канала Грибоедова к дому 9, где вы перенесетесь на столетие вперед. История дома связана с именами Михаила Зощенко, Вениамина Каверина, Николая Заболоцкого, Евгения Шварца. Сегодня здесь работает Государственный литературный музей «XX век».

Перейдите набережную канала по Итальянскому мосту и загляните в Подвалъ Бродячей Собаки. О, это знаменитое место! Когда-то в этих стенах читали и слушали стихи, выпивали и скандалили поэты, писатели и художники Серебряного века — Анна Ахматова, Владимир Маяковский, Осип Мандельштам, Николай Гумилев, Велимир Хлебников и много, кто еще. Единственным из поэтов-современников, кто недолюбливал «Собаку», был Александр Блок. 

По каналу Грибоедова – назад, к дому Адамини. На углу Мойки и Марсова поля в 1830-х годах жил изобретатель телеграфа барон П.Л. Шиллинг фон Канштадт, а его гостями бывали Пушкин, Крылов и Жуковский. В начале XX столетия дом Адамини стал центром притяжения для многих деятелей Серебряного века, в его подвале тоже было арт-кабаре. А во второй половине XX века здесь жили такие известные писатели, как Юрий Герман (и его сын, режиссер Алексей Герман), Яков Гордин, Нина Катерли.

За Марсовым полем возвышается Инженерный (Михайловский) замок. В XIX веке в нем  находилось Главное инженерное училище, где в 1838–1843 годах учился будущий великий русский писатель Федор Достоевский.

На другом берегу Фонтанки — печально известный дом Третьего отделения. Многим прогрессивно мыслящим людям России довелось ощутить на себе тяжелую руку политического сыска. В 1840 году сюда был доставлен молодой Герцен за «крамолу» в частном письме. В апреле-мае 1847 года здесь сидел Тарас Шевченко, а в апреле 1849 году — Достоевский, арестованный вместе с участниками кружка петрашевцев.

По улице Пестеля – к дому Мурузи. С ним связаны имена таких писателей как Лесков, Мережковский и Гиппиус и, конечно же, имя лауреата Нобелевской премии поэта Иосифа Бродского, о котором напоминает мемориальная доска на фасаде.

Еще два литературных музея расположены на Литейном – это музей Н.А. Некрасова на углу с улицей его имени и музей Анны Ахматовой в Фонтанном доме. В музее Ахматовой регулярно проходят выставки, поэтические чтения, творческие встречи. Прогуляйтесь по саду Фонтанного дома, где тоже часто бывают интересные события.

Можно отклониться от «генеральной линии» — Литейного проспекта — и пройтись по улице Некрасова, мимо памятника Маяковскому, что неподалеку от дома, где поэт жил в 1915–1918 годах, до Мальцевского рынка, «где, говорят, одному слепому подарили вязаную шаль» ((с) Хармс).  Прямо за рынком стоит дом Бассейного товарищества с удивительными ассирийскими барельефами. Дом этот интересен не только уникальным декором, но и тем, что в 1914–1922 годах тут жила поэтесса Ирина Одоевцева, а в гостях у нее бывали Николай Гумилев и Георгий Иванов.

Перед тем, как выйти на Невский, советуем прогуляться по улице Жуковского. Там, во дворе дома 20, если постараться, можно отыскать миниатюрный памятник Даниилу Хармсу. Поэт-обэриут жил неподалеку отсюда — в доме 11 по Надеждинской улице (ныне ул. Маяковского). 

На углу Невского и Владимирского проспектов обратите внимание на фешенебельный отель Radisson. С 1964 по 1989 год здесь располагался знаменитый богемный кафетерий «Сайгон», который посещали Бродский и Довлатов, Олег Григорьев и Борис Гребенщиков, Виктор Цой и многие другие музыканты, художники, поэты, представители ленинградского андерграунда.

Свернув с Невского на улицу Рубинштейна, вы вскоре увидите конструктивистский дом с интригующим названием «Слеза социализма». Здесь в 1930-е годы была экспериментальная коммуна инженеров и писателей, где, в том числе, жила Ольга Берггольц, «блокадная муза Ленинграда».

Дальше по улице Рубинштейна — к дому, где жил Сергей Довлатов. Вы его сразу узнаете: возле дома установлен памятник писателю.

Завершающий пункт вашего путешествия — Литературно-мемориальный музей Ф.М. Достоевского. На Владимирской площади вы увидите памятник русскому классику, а затем свернете в Кузнечный переулок. В этой квартире великий русский писатель прожил последние годы своей жизни и создал роман «Братья Карамазовы», а сегодня здесь проводятся выставки и литературные вечера.