Sergievskaya, Kirochnaya, Panteleimonovskaya

Start

Prachechny bridge

Travel time

45 minutes (at a calm pace, excluding time spent in coffee houses)

Length

3,3 km

Finish

Panteleimonovsky bridge

sightseeing routes

What is this route?

The route passes through the streets of Tchaikovsky (formerly Sergievskaya), Kirochnaya and Pestel (formerly Panteleimonovskaya). All three streets received their historical names from the cathedrals located here, one of which was irretrievably lost.

But did you know that Sergievskaya Street initially did not reach Fontanka? She rested on the Diagonal Canal, which took place on the site of the current street Gunsmith Fedorov. Then began the ponds for breeding fish to the royal table. By 1770, ponds and a canal were filled up, the street was extended to Fontanka and a palace laundry building was built on the corner, which was called the bridge over Fontanka.

Walking along the route, you will learn a lot of interesting things about the ancient buildings located here, aristocratic mansions, tenement houses and bridges, with coffee breaks.

What will you see?

Bridges

Prachecny (Laundry ) bridge

Graffiti

Mosaic courtyard

Famous buildings

Buturlinoy's mansion

Famous buildings

New Arsenal

Famous buildings

The building of the Ministry of Internal Affairs on Liteiny

Open City Project

Kelkh's Mansion

Famous buildings

Trubetskoy-Naryshkin Mansion

Coffee and tea

Yerevan Donuts

Churches

Annenkirhe

Coffee and tea

Paradnaya

Churches

Spaso-Preobrazhensky Cathedral

Famous buildings

House of Muruzi

Famous buildings

Officers' House

Parks and gardens

Friendship Garden

Coffee and tea

Sklad 17

Cultural spaces

Central Library named after M.Yu. Lermontov

Famous buildings

Ratkov-Rozhnov’s profitable house

Churches

Panteleimon church

Bridges

Panteleimonovsky Bridge

Еще 15 +

What can you expect?

The route begins on the Laundry Bridge over the Fontanka. This is one of the first St. Petersburg stone bridges. It owes its name to the palace laundry, located on the corner of the Fontanka and the current Tchaikovsky Street (formerly Sergievskaya).

You can try to straighten the path through the entrance courtyards, at the same time admiring the local attraction - the Mosaic courtyard of the Small Academy of Arts. But the entrance from Fontanka Embankment, 2, is often closed, and if you are curious, then go into this courtyard from Tchaikovsky Street, 2.

Further on your way, there are two interesting mansions: state ladies Elizabeth Buturlina (Mokhovaya Street rests on it) and diplomat Mikhail Ustinov (at the beginning of the same Mokhovaya Street) - this house is also famous for the fact that the writer Ivan Goncharov lived in it.

At the intersection with Liteiny Prospect, there are two more famous buildings: the New Arsenal - the former arms factory - on the odd side of Liteiny and the building of the Ministry of Internal Affairs on the even. This constructivist building was erected in the 1930s for the infamous Stalin NKVD, and before that there was the cathedral of St. Sergius of Radonezh, built in the 18th century and giving the name of Sergievskaya Street.

A memorial plaque on the facade of the house resembles a cathedral. It is also interesting that both buildings - the New Arsenal and St. Sergius Cathedral - were designed by the same architect Fedor Demertsov.

We continue our journey along Tchaikovsky Street, and again we see two old mansions in front of us. On the left is Kelch's mansion, combining Gothic, Baroque, Rococo, modern and neo-Renaissance. And on the right is the Trubetskoy-Naryshkin mansion, interesting is that in the XVIII century the site belonged to Abram Hannibal, "the arap of Peter the Great." This house has a nice Armenian coffee house where you can have a halt.

Through Druskeniksky Lane we will go out to Furshtatskaya Street, and from there - to Annenkirche, the existing Lutheran church (kirche), through which Kirochnaya Street got its name. In addition to worship, there are concerts, lectures and film screenings. Opposite the church is another pretty coffee house called Front.

Behind the houses you can see the domes of the Transfiguration Cathedral - this outstanding monument of classicism was erected by the architect V.P. Stasova. To see the cathedral close by, you can make a small detour through Radishchev Lane.

At the corner of Kirochnaya and Liteiny - the building of the former Officers' Assembly, now the House of Officers, mentioned in one of Joseph Brodsky's poems (who lived nearby, in the house of Muruzi):

“In the distance is the House of Officers. Officers
Like birds, with lots of buttons around. ”

On the opposite side of the Foundry is a very interesting institution, “Warehouse 17”, which combined a coffee shop with a lecture hall and a gallery of modern art. And nearby, in the old mansion of Counts Musinykh-Pushkins, there is a library named after Lermontov, a famous St. Petersburg cultural center.

Your further path lies along Pestel Street (former Panteleimonovskaya), where you will definitely pay attention to the Ratkov-Rozhnov apartment house with a high arch and a magnificent courtyard-courdoner. On the other side - Panteleimonovskaya (Panteleimonovskaya) church, one of the oldest St. Petersburg Orthodox churches, which gave its name to the street and the bridge over the Fontanka.

Panteleimonovsky bridge is the final point of your route. Its history is extremely interesting - suffice to say that in the XVIII century there was an aqueduct in its place, through which water flowed to the fountains of the Summer Garden. You can learn more from the article about this bridge in our mobile guide.

Сергиевская, Кирочная, Пантелеймоновская

Старт

Прачечный мост

Время в пути

45 минут (спокойным шагом, без учета времени, проведенного в кофейнях)

Протяженность

3,3 км

Финиш

Пантелеймоновский мост

обзорные маршруты

Что это за маршрут?

Маршрут проходит по улицам Чайковского (бывшей Сергиевской), Кирочной и Пестеля (бывшей Пантелеймоновской). Все три улицы получили свои исторические имена по расположенным здесь храмам, один из которых безвозвратно утрачен. Пройдя по маршруту, вы узнаете много интересного о расположенных здесь старинных зданиях, аристократических особняках, доходных домах и мостах, с перерывами на кофе.

Обратите внимание!

Вы можете путешествовать по Петербургу самостоятельно со смартфоном в руке, а можете записаться на одну из подробных и увлекательных индивидуальных экскурсий от нашего Экскурсионного бюро.

Выбрать, заказать и оплатить пешеходную прогулку по городу с гидом— опытным краеведом, знатоком истории и архитектуры Петербурга, вы можете в разделе «Экскурсии».

Стоимость пешеходной экскурсии – 3390 руб. за группу 1-4 человека + 500 руб. за каждого дополнительного гостя.

Что вы увидите?

Мосты

Прачечный мост

Петербургские граффити

Мозаичный дворик

Знаменитые здания

Особняк Бутурлиной

Проект «Открытый город»

Особняк М.М. Устинова

Знаменитые здания

Новый Арсенал

Знаменитые здания

Здание МВД на Литейном

Проект «Открытый город»

Особняк Кельха

Знаменитые здания

Особняк Трубецких-Нарышкиных

Кофейни и кондитерские

Yerevan Donuts  (Ереванские пончики)

Храмы

Анненкирхе

Кофейни и кондитерские

Парадная

Храмы

Спасо-Преображенский собор

Знаменитые здания

Дом Мурузи

Знаменитые здания

Дом офицеров

Сады и парки

Сад дружбы

Кофейни и кондитерские

Склад 17

Культурные пространства

Центральная библиотека имени М.Ю. Лермонтова

Знаменитые здания

Доходный дом Ратькова-Рожнова

Храмы

Пантелеимоновская церковь

Мосты

Пантелеймоновский мост

Еще 16 +

Что вас ожидает?

Маршрут начинается на Прачечном мосту через Фонтанку. Это один из первых петербургских каменных мостов. Своим названием он обязан дворцовым прачечным, располагавшимся на углу Фонтанки и нынешней улицы Чайковского (бывшая Сергиевская).

А знаете ли вы, что Сергиевская улица первоначально до Фонтанки не доходила? Она упиралась в Косой канал, проходивший на месте нынешней улицы Оружейника Федорова. Дальше начинались пруды для разведения рыбы к царскому столу. К 1770 году пруды и канал засыпали, улицу продлили до Фонтанки и на углу построили здание дворцовых прачечных, по которым получил название мост через Фонтанку.

Можно попытаться спрямить путь через проходные дворы, заодно полюбовавшись на местную достопримечательность — Мозаичный дворик Малой академии искусств. Но вход с набережной Фонтанки,2, часто бывает закрыт, и если вам любопытно, то зайдите в этот двор с улицы Чайковского, 2.

Дальше на вашем пути – два интересных особняка: статс-дамы Елизаветы Бутурлиной (в него упирается Моховая улица) и дипломата Михаила Устинова (в начале той же Моховой) – этот дом знаменит еще и тем, что в нем жил писатель Иван Гончаров.

На перекрестке с Литейным проспектом — еще два знаменитых здания: Новый Арсенал — бывший оружейный завод — на нечетной стороне Литейного и здание МВД на четной. Это конструктивистское строение возведено в 1930-х для печально известного сталинского НКВД, а прежде на этом месте стоял собор преподобного Сергия Радонежского, возведенный в XVIII веке и давший имя Сергиевской улице.

О соборе напоминает памятная доска на фасаде дома. Интересно еще и то, что оба здания – Новый Арсенал и Сергиевский собор – проектировал один и тот же зодчий Федор Демерцов.

Продолжаем путь по улице Чайковского, и вновь перед нами два старинных особняка. Слева — особняк Кельха, соединивший в себе готику, барокко, рококо, модерн и неоренессанс. А справа — особняк Трубецких-Нарышкиных, интересный тем, что в XVIII веке участок принадлежал Абраму Ганнибалу, «арапу Петра Великого». В этом доме есть симпатичная армянская кофейня, где вы сможете сделать привал.

Через Друскеникский переулок выйдем на Фурштатскую улицу, а оттуда – к Анненкирхе, действующей лютеранской церкви (кирхе), по которой получила свое имя Кирочная улица. Кроме богослужений, здесь бывают концерты, лекции и кинопоказы. Напротив церкви – еще одна симпатичная кофейня под названием «Парадная».

За домами видны купола Спасо-Преображенского собора — этот выдающийся памятник классицизма возведен по проекту архитектора В.П. Стасова. Чтобы увидеть собор вблизи, вы можете сделать небольшой крюк через переулок Радищева.

На углу Кирочной и Литейного – здание бывшего Офицерского собрания, ныне Дом офицеров, упомянутый в одном из стихотворений Иосифа Бродского (который жил неподалеку, в доме Мурузи):

«Вдали – Дом офицеров. Офицеры,
Как птицы, с массой пуговиц, вокруг».

На противоположной стороне Литейного ваше внимание привлечет китайский Сад дружбы — он в уменьшенном виде повторяет шанхайский сад Юй Юань («Сад радости»), существующий с XVII века. Каждый год в мае здесь зацветает сакура!

А рядом — очень интересное заведение «Склад 17», объединившее кофейню с лекторием и галереей современного искусства. А рядом, в старинном особняке графов Мусиных-Пушкиных, расположилась библиотека имени Лермонтова, известный петербургский культурный центр.

Ваш дальнейший путь лежит вдоль улицы Пестеля (бывшей Пантелеймоновской), где вы обязательно обратите внимание на доходный дом Ратькова-Рожнова с высокой аркой и великолепным двором-курдонером. Напротив — Пантелеимоновская (Пантелеймоновская) церковь, один из старейших петербургских православных храмов, давший имя улице и мосту через Фонтанку.

Пантелеймоновский мост — финальная точка вашего маршрута. Его история чрезвычайно интересна — достаточно сказать, что в XVIII веке на его месте был акведук, по которому поступала вода к фонтанам Летнего сада. Подробности вы можете узнать из статьи об этом мосте в нашем мобильном гиде.