Top.Mail.Ru

Мост

Пантелеймоновский мост

Категория
Мосты
Ежедневно
Год открытия
1824 (цепной) , 1908 (металлический), 1914 (архитектурное убранство)
Река
Фонтанка
Длина моста, м
43 метра
Ширина моста, м
23,7 метра
Архитекторы
Архитектор цепного моста: В. фон Треттер, Современный мост: инженер А.П. Пшеницкий, архитектор Л.А. Ильин

Между Летним садом и Безымянным островом через реку Фонтанку перекинут Пантелеймоновский мост с очень интересной историей.

В 1725–1726 годах по проекту голландского мастера Хармана ван Болеса здесь был сооружен деревянный акведук. Вода к фонтанам Летнего сада подавалась по Лиговскому каналу, на месте которого теперь Лиговский проспект. Канал заканчивался искусственным бассейном на углу Бассейной улицы (ныне Некрасова), откуда по трубам поступала в Летний сад.

В 1748–1749 годах акведук перестроили по проекту Бартоломео Растрелли. Это было изящное строение в стиле барокко, декорированное лепниной. Оно служило также и пешеходным мостом.

Осеннее наводнение 1777 года разрушило фонтаны Летнего сада и повредило акведук. По приказу Екатерины II фонтаны восстанавливать не стали, акведук окончательно демонтировали.

26 мая 1823 года Александр I распорядился построить большой мост через Фонтанку «против Инженерного департамента (у Летнего сада)». Проект цепной переправы разработал инженер Вильгельм фон Треттер. Чугунные береговые опоры крепились к устоям, на опорах были установлены высокие порталы, каждый — из пяти чугунных колонн. Через порталы переброшены пять рядов парных цепей, которые поддерживали деревянный настил. Моста был богато декорирован золотым орнаментом в египетском стиле.

Это был первый в России висячий мост для проезда экипажей. Ежедневно через него проходило около 8000 человек и проезжало около 900 экипажей. Но в 1906 году Пантелеймоновский мост разобрали. Поводом послужила катастрофа на переправе аналогичной конструкции — 20 января 1905 года обрушился Египетский мост через Фонтанку.

В 1907 году началось строительство нового металлического однопролетного арочного моста по проекту инженера А.П. Пшеницкого. В 1908 году по нему открыли движение, однако архитектурный облик переправы получил свое завершение лишь в июле 1914 года. По проекту архитектора Л.А. Ильина мост был богато декорирован в стиле ампир.

В 1925 году, к 100-летию восстания декабристов, Пантелеймоновский мост переименовали в мост Пестеля. Историческое название ему вернули 4 октября 1991 года.

Пантелеймоновский мост относится к объектам культурного наследия регионального значения. Содержание и обслуживание моста осуществляет СПб ГБУ «Мостотрест».