Street of bankers and jewelers

Start

Арка Главного штаба

Travel time

around half an hour (calm pace)

Length

1,5 km

Finish

Pochtamtsky bridge

sightseeing routes

What is this route?

This route is good for walking at any time of the day - both during the day and white St. Petersburg night. It is also suitable for virtual trips that you can take without leaving your home.

You will get acquainted with one of the most fashionable streets of the city - Bolshaya Morskaya. Wealthy Petersburgers lived here, including the court jeweler Karl Faberge, the owner of the Ural factories Demidov and the family of the writer Vladimir Nabokov. At the beginning of the 20th century, many solid bank buildings and the first telephone station in the city were erected here. And on the route you will find two famous bridges: Blue - the widest in the city and Pochtamtsky - the only real chain bridge that has been preserved in St. Petersburg.

What will you see?

Famous buildings

Arch of the General Staff

Famous buildings

Azov-Don Commercial Bank

Famous buildings

House of Kotomin

Open City Project

Chicherin's house

Famous buildings

University of Technology and Design

Famous buildings

Russian Commercial and Industrial Bank

Famous buildings

Central telephone station

Famous buildings

Faberge House

Famous buildings

Apartment building of the insurance company "Russia"

Famous buildings

Hotel Astoria

Historical Museums

St. Isaac's Cathedral and the Colonnade

Monuments

Monument to Nicholas I

Famous buildings

Institute of Plant Production named after N.I. Vavilov

Bridges

Blue Bridge

Monuments

The water meter pole at the Blue Bridge

Famous buildings

Demidov Mansion

Famous buildings

Mansion of Princess Gagarina

Historical Museums

The V.V. Nabokov Museum

Famous buildings

The Polovtsov Mansion

Famous buildings

Former German Reformed Church

Bridges

Pochtamtsky Bridge

Еще 17 +

What can you expect?

The route starts from the famous arch of the General Staff Building. Its postcard view from the Palace Square is known all over the world, but it is no less interesting to look at the arch from the side of Bolshaya Morskaya Street. Pay attention to the large clock with the inscription “Main chamber. Exact time". They were installed in 1905 at the initiative of D.I. Mendeleevand became the first street electric clock in St. Petersburg.

Nearby is the massive building of the Azov-Don Commercial Bank, lined with gray granite. In the postwar years, the Central Call Center opened here, where in 1964 the first conversation took place between Leningrad and Moscow through automatic telephone communications.

On the left is a white-columned classic building, the house of Kotomin. Here was the confectionery of Wolf and Beranger, where Pushkin went before a duel. Other fatal events and legends are also associated with the pastry shop, which you will learn from the article about the house in our mobile guide.

On the other side of Nevsky is the mansion of police general N.I. Chicherin. After the revolution, it housed the House of Arts, one of the centers of the literary and artistic life of Petrograd. Alexander Green wrote “Scarlet Sails” here.

You crossed Nevsky and continue on the Bolshaya Morskaya. Ahead, on the corner of Brick Lane, stands out the gray constructivist building of the University of Technology and Design. In 1915, construction of an Art Nouveau house for the Russian Bank began on this site, but the revolution stopped construction, and only in 1929 the house was transferred to its current owner.

On the other side is an impressive neo-Renaissance building, erected in 1914 specifically for the Russian Commercial and Industrial Bank. Today it is occupied by the Senator business center, where you can see the preserved rich interiors of polished stone.

The building of the former Central Telephone Exchange, the first in St. Petersburg, belongs to the same business center. And in the XIX century, in its place stood a house with a 35-meter tower, which housed the police unit and the fire brigade of the Admiralty Unit.

The house standing next to it stands out even against the background of other bright buildings of the Bolshaya Morskaya. The heavy granite half-columns of the arcade of the first floor emphasize the Gothic lightness of the upward-looking facade, crowned with triangular spitzes. This is the house of Carl Faberge. It was here that there was an art studio, workshops and a shop where the famous Faberge jewelry was created and sold.

Without reaching St. Isaac's Square the apartment building of the insurance company Russia is situated. On its facade there are majolica, created according to the sketches of Nicholas Roerich. The building houses the Rosfoto exhibition center and the museum of Russian politician Galina Starovoitova.

The next building, with the main facade facing the square, is the Astoria Hotel, one of the five best five-star hotels in the world

In front of you is St. Isaac's Square. Passing it, on your left hand you see St. Isaac's Cathedral. This is a museum, but since 1991 services have been held here. During the museum’s opening hours, and during the white nights - until the morning, you can climb the colonnade of the cathedral and admire the panorama of the city from a height of 43 meters.

On the right is a monument to Nicholas I. “It contains a lot from the ensign and a little from Peter the Great,” - this is how Pushkin spoke about the emperor in his diary for 1834. 25 years later, a monument was erected on St. Isaac's Square - like the Bronze Horseman, it “jumps” towards the Neva. Apparitive Petersburgers, comparing the two monarchs, composed a riddle: "The clever fool is catching up, but Isaac the one interferes."

On both sides of the square, two identical buildings of the Institute of Plant Production in the name of N.I. Vavilov are situated. Under the leadership of this outstanding genetic scientist, the world's largest collection of seeds of cultivated plants was created here. In 1940, academician Vavilov was repressed and died in prison. In the days of the blockade, his colleagues, many at the cost of starvation, managed to save the entire selection fund.

St. Isaac's Square is also interesting because most of it stands on the bridge. The blue bridge across the Moika River is the widest in St. Petersburg. Its width is 97.3 meters and its area is 2294 square meters.

On the lower side of the bridge, on the right bank of the Moyka River, in 1971, a water meter-pole was installed, marking the water level during the floods of 1824, 1903, 1924, 1955 and 1967.

Further along Bolshaya Morskaya Street, two lavishly decorated buildings stand nearby. Both houses - No. 43 and 45 - were erected in 1835-1840 according to the project of Auguste Monferrand for the owner of the Ural plants Pavel Nikolaevich Demidov. The Italian embassy was later located in the first of the two buildings, Princess Gagarin lived in the second, and now the House of Composers is located there.

In the neighboring house No. 47 the great Russian writer Vladimir Nabokov was born and raised. Now his museum is located here.

On the other side of the street is the Architect's House, the former mansion of the senator, chairman of the Russian Historical Society - A.A. Polovtsov. The house has preserved magnificent ceremonial interiors.

At the corner with Pochtamtsky Lane, the building of the communication center workers breaks into the atmosphere of wealth and prosperity on Bolshaya Morskaya Street. In the 19th century it was a church built according to the design of G.A. Bosse for the German Reformed community - an amazingly beautiful red brick temple with a high bunk bell tower and stained glass windows. In 1929 the church was closed and by 1940 it was rebuilt in the style of Soviet constructivism.

The Pochtamtsky bridge across the Moika River is the only suspension bridge in our city of St. Petersburg where the original structure created in the first quarter of the 19th century was preserved (or rather restored). This is the final point of your journey.

Улица банкиров и ювелиров

Старт

Арка Главного штаба

Время в пути

около получаса (спокойным шагом)

Протяженность

1,5 км

Финиш

Почтамтский мост

обзорные маршруты

Что это за маршрут?

Этот маршрут хорош для прогулок в любое время суток — как и днем, так и белой петербургской ночью. Вы познакомитесь с одной из самых фешенебельных улиц города — Большой Морской. Здесь жили состоятельные петербуржцы, в том числе придворный ювелир Карл Фаберже, владелец уральских заводов Демидов и семья писателя Владимира Набокова. В начале XX века здесь возвели много солидных банковских зданий и первую в городе телефонную станцию. 

Обратите внимание!

Вы можете пройти маршрут самостоятельно со смартфоном в руке, а можете записаться на живую, подробную индивидуальную экскурсию с нашим гидом — опытным краеведом, знатоком истории Петербурга. Он расскажет вам массу интересного и удивительного о нашем городе и обо всех достопримечательностях на этом маршруте.

Чтобы записаться на экскурсию, свяжитесь с нами по телефону: +7 (812) 611-30-12 или электронной почте zakaz@petersburg24.ru

Что вы увидите?

Знаменитые здания

Арка Главного штаба

Знаменитые здания

Азовско-Донской коммерческий банк

Знаменитые здания

Дом Котомина

Проект «Открытый город»

Дом Чичерина (Елисеевых)

Знаменитые здания

Университет технологии и дизайна

Знаменитые здания

Русский торгово-промышленный банк

Знаменитые здания

Центральная телефонная станция

Знаменитые здания

Дом Фаберже

Знаменитые здания

Доходный дом страхового общества «Россия»

Знаменитые здания

Гостиница «Астория»

Исторические музеи

Исаакиевский собор и колоннада

Памятники

Памятник Николаю I

Знаменитые здания

Институт растениеводства имени Н.И. Вавилова

Мосты

Синий мост

Памятники

Водомерный столб у Синего моста

Знаменитые здания

Особняк Демидовых

Знаменитые здания

Особняк княгини Гагариной

Исторические музеи

Музей В.В. Набокова

Знаменитые здания

Особняк Половцова

Знаменитые здания

ДК Работников связи

Мосты

Почтамтский мост

Еще 17 +

Что вас ожидает?

Маршрут начинается от знаменитой арки Главного штаба. Во всем мире известен ее открыточный вид с Дворцовой площади, но не менее интересно взглянуть на арку и со стороны Большой Морской улицы. Обратите внимание на большие часы с надписью «Главная палата. Точное время». Они были установлены в 1905 году по инициативе Д.И. Менделеева и стали первыми в Петербурге уличными электрическими часами.

Рядом — массивное, облицованное серым гранитом здание Азовско-Донского коммерческого банка. В послевоенные годы здесь открылся Центральный переговорный пункт, где в 1964 году состоялся первый разговор между Ленинградом и Москвой посредством автоматической телефонной связи.

Слева — белоколонное классическое здание, дом Котомина. Здесь располагалась кондитерская Вольфа и Беранже, куда Пушкин заходил перед дуэлью. С кондитерской связаны и другие роковые события и легенды, которые вы узнаете из статьи о доме в нашем мобильном путеводителе.

На другой стороне Невского — особняк генерал-полицмейстера Н.И. Чичерина. После революции в нем располагался Дом Искусств, один из центров литературно-художественной жизни Петрограда. Александр Грин написал здесь «Алые паруса».

Вы перешли Невский и продолжаете путь по Большой Морской. Впереди, на углу Кирпичного переулка, выделяется серое конструктивистское здание Университета технологии и дизайна. В 1915 году на этом месте началось строительство дома в стиле модерн для Русского банка, но революции остановили строительство, и лишь в 1929 году дом перешел к своему нынешнему владельцу.

Напротив — внушительное здание в стиле неоренессанс, возведенное в 1914 году специально для Русского торгово-промышленного банка. Сегодня его занимает бизнес-центр «Сенатор», где можно увидеть сохранившиеся богатые интерьеры из полированного камня.

Тому же бизнес-центру принадлежит и здание бывшей Центральной телефонной станции, первой в Петербурге. А в XIX веке на ее месте стоял дом с 35-метровой каланчой, где размещались полицейская часть и пожарная команда Адмиралтейской части.

Дом, стоящий рядом, выделяется даже на фоне других ярких зданий Большой Морской. Тяжелые гранитные полуколонны аркады первого этажа подчеркивают готическую легкость устремленного вверх фасада, увенчанного треугольными шпицами. Это дом Карла Фаберже. Именно здесь была художественная студия, мастерские и магазин, где создавались и продавались знаменитые ювелирные изделия Фаберже.

Не доходя Исаакиевской площади – доходный дом страхового общества Россия. На его фасаде сохранились майолики, созданные по эскизам Николая Рериха. В здании располагаются выставочный центр «Росфото» и музей российского политика Галины Старовойтовой.

Следующее здание главным фасадом выходит на площадь, это гостиница «Астория», один из пяти лучших пятизвездочных отелей мира

Перед вами – Исаакиевская площадь. Переходя ее, по левую руку вы видите Исаакиевский собор. Это музей, но с 1991 года здесь проводятся богослужения. В часы работы музея, а в период белых ночей — до утра вы можете подняться на колоннаду собора и с высоты 43 метров полюбоваться панорамой города.

Справа — памятник Николаю I. «В нем много от прапорщика и немного от Петра Великого», — так отозвался об императоре Пушкин в своем дневнике за 1834 год. 25 лет спустя на Исаакиевской площади был установлен памятник — как и Медный Всадник, он «скачет» в сторону Невы. Явительные петербуржцы, сравнив двух монархов, сочинили загадку: «Дурак умного догоняет, да Исакий мешает».

По обе стороны площади симметрично расположены два одинаковых здания Института растениеводства имени Н.И. Вавилова. Под руководством этого выдающегося ученого-генетика здесь была создана крупнейшая в мире коллекция семян культурных растений. В 1940 году академик Вавилов был репрессирован и погиб в тюрьме. В дни блокады его коллегам, многим — ценой гибели от голода, удалось сохранить весь селекционный фонд.

Исаакиевская площадь интересна еще и тем, что большая часть ее стоит на мосту. Синий мост через реку Мойку — самый широкий в Петербурге. Его ширина составляет 97,3 метра, а площадь — 2294 кв. метра.

С низовой стороны моста, на правом берегу Мойки, в 1971 году установили водомерный столб-футшток, отмечающий уровень воды во время наводнений 1824, 1903, 1924, 1955 и 1967 годов.

Дальше по Большой Морской улице стоят рядом два пышно декорированных здания. Оба дома — №43 и 45 — были возведены в 1835–1840 годах по проекту Огюста Монферрана для владельца уральских заводов Павла Николаевича Демидова. В первом из двух зданий позднее располагалось итальянское посольство, во втором жила княгиня Гагарина, а теперь находится Дом композиторов.

В соседнем доме №47 родился и вырос великий русский писатель Владимир Набоков. Сейчас здесь расположен его музей.

На другой стороне улицы — Дом Архитектора, бывший особняк сенатора, председателя Русского исторического общества – А.А. Половцова. В доме сохранились великолепные парадные интерьеры.

На углу с Почтамтским переулком в атмосферу богатства и благополучия Большой Морской улицы диссонансом врывается здание ДК работников связи. В XIX веке это была кирха, построенная по проекту Г.А. Боссе для немецкой реформатской общины, — удивительной красоты храм из красного кирпича с высокой двухъярусной колокольней и витражами. В 1929 году церковь закрыли и к 1940 году перестроили в стиле советского конструктивизма.

Почтамтский мост через реку Мойку — единственный в Петербурге висячий мост, где сохранилась (точнее, была восстановлена) оригинальная цепная конструкция, созданная в первой четверти XIX века. Это финальный пункт вашего путешествия.