Top.Mail.Ru

Мост

Почтамтский мост

Категория
Мосты
Год открытия
1824
Река
Мойка
Длина моста, м
42 метра
Ширина моста, м
2 метра
Архитекторы
В.фон Треттер и В.А.Христианович

Почтамтский пешеходный мост через реку Мойку получил свое название благодаря соседству со зданием главного городского почтамта. Это единственный в нашем городе Петербурге висячий мост, где сохранилась оригинальная конструкция, созданная в первой четверти XIX века.  (Банковский и Львиный мосты, построенные как висячие, сегодня фактически являются балочными, а цепи выполняют лишь декоративную функцию). 

Первая переправа через Мойку в этом месте появилась в конце XVIII столетия. Это был четырехпролетный деревянный мост. Вскоре выяснилось, что его построили с дефектами конструкции. И в 1824 году через Мойку перекинули новый висячий цепной мост. Интересна его конструкция: пролетное строение, выполненное из дерева, было подвешено на массивных кованых железных цепях, которые, в свою очередь, крепились к чугунным обелискам-пилонам. Обелиски украшены позолоченными шарами.

В 1822–1827 годах в Санкт-Петербурге было построено семь таких цепных висячих мостов. Из них до наших дней сохранились лишь три: Банковский и Львиный через Екатерининский канал (ныне канал Грибоедова) и Почтамтский мост через Мойку.

Мост в этом месте был настолько востребован местными жителями, что пешеходы начали ходить по нему, не дожидаясь завершения строительных работ. Поэтому переправу пришлось достраивать уже в процессе эксплуатации. Подвесной мост сильно раскачивался, и чтобы сделать нагрузку на конструкцию более  равномерной, у входов установили специальные чугунные «турникетки», регулирующие движение пешеходов.

Чтобы облегчить вес моста, в 1902 году с него сняли тяжелые кованые решетки и установили вместо них более легкие, с простым рисунком. Однако со временем конструкция деформировалась, пролетное строение провисало. К тому же в 1905 году обрушился Египетский цепной мост, и Почтамтский на всякий случай укрепили — подвели под него деревянные опоры. Так мост перестал быть висячим.

В середине XX века мост реконструировали, заменив дерево металлом. Кованые цепи сохранились как архитектурный элемент, но уже не выполняли своей роли. Теперь, когда мосту ничего не угрожало, появилась возможность восстановить первоначальную чугунную решетку.

В 1980-е годы мост вновь перестроили, и теперь ему вернули исторический вид. Промежуточные опоры, ставшие ненужными, разобрали, и мост снова стал подвесным. 

В 2003 году переправу капитально отремонтировали. В ходе ремонта полностью заменены цепи — их выковали на заводе «Адмиралтейские верфи», увеличив диаметр в 1,5 раза. Усовершенствована балка жесткости, отреставрированы перила, пилоны и детали художественного декора. На время ремонта пролетное строение было полностью демонтировано, работы производились на базе подрядчика — компании «Мостспецмонтаж». 29 декабря 2003 года обновленный Почтамтский мост был введен в эксплуатацию.

Содержание и обслуживание моста осуществляет СПб ГБУ «Мостотрест».