Петербург железнодорожный

Старт

Московский вокзал

Время в пути

1 час 45 мин. (с учетом поездок на городском транспорте и без учета посещения музеев)

Протяженность

11,5 км

Финиш

ТРК «Варшавский экспресс»

тематические маршруты

Что это за маршрут?

Санкт-Петербург можно без преувеличения назвать железнодорожной столицей России – ведь именно здесь открылась первая в стране железная дорога, сооружен первый железнодорожный мост и учрежден первый институт инженеров путей сообщения. На этом маршруте вы познакомитесь с четырьмя красивейшими петербургскими вокзалами и одним мостом, посетите несколько уникальных музеев и узнаете, почему здание Варшавского вокзала так и не снесли, хотя собирались сделать это дважды.

Обратите внимание!

Вы можете путешествовать по Петербургу самостоятельно со смартфоном в руке, а можете записаться на одну из подробных и увлекательных индивидуальных экскурсий от нашего Экскурсионного бюро.

Выбрать, заказать и оплатить автомобильно-пешеходный тур по городу с гидом— опытным краеведом, знатоком истории и архитектуры Петербурга, вы можете в разделе «Экскурсии».

Стоимость экскурсии по городу на комфортабельном автомобиле – от 5900 руб.

Что вы увидите?

Знаменитые строения

Московский вокзал

Станции метро

Площадь Восстания

Знаменитые строения

Витебский вокзал

Мосты

Царскосельский железнодорожный мост

Дворцы и ансамбли

Дворец Юсуповых на Садовой (на Фонтанке)

Сады и парки

Юсуповский сад

Исторические музеи

Центральный музей железнодорожного транспорта России

Исторические музеи

Музей мостов

Исторические музеи

Музей железных дорог России

Знаменитые строения

Балтийский вокзал

Набережные

Набережная Обводного канала

Храмы

Храм Воскресения Христова у Варшавского вокзала

Знаменитые строения

Варшавский вокзал

Еще 9 +

Что вас ожидает?

Маршрут  начинается на главном вокзале Северной столицы — Московском. Построенный по проекту Константина Тона, Николаевский (Московский) вокзал стал «братом-близнецом» Петербургского (Ленинградского) вокзала в Москве. Открытие движение по Петербурго–Московской железной дороге состоялось 1 (13) ноября 1851 года.

До следующего вокзала вы быстро доедете на метро от станции «Площадь Восстания» по первой в нашем городе линии подземной железной дороги. Станция богато декорирована, там есть, на что посмотреть. Но еще более сильное эстетическое впечатление вы получите от осмотра здания и интерьеров первого в Петербурге вокзала – Царскосельского (ныне Витебский).

Железная дорога от Санкт-Петербурга до Царского села была открыта в 1837 году. В первые годы вокзалом служило небольшое деревянное строение. В 1849–1852 годах по проекту Константина Тона построили каменное здание станции. Вокзал, каким мы его знаем, был возведен в 1904 году по проекту Станислава Бржозовского и стал первым общественным зданием Петербурга в стиле модерн.

В десяти минутах ходьбы к югу – еще одно первое железнодорожное сооружение в Российской Империи — Царскосельский железнодорожный мост. Его перекинули через Обводный канал в 1847 году, в то время мост был деревянным. Современный архитектурный облик в стиле промышленный модерн мост приобрел в 1904 году.

По набережной несуществующего Введенского канала (он был засыпан в конце 1960-х, но название сохранилось) дойдите до Фонтанки. На другом берегу вы увидите дворец князей Юсуповых – великолепное творение Джакомо Кваренги. Здесь разместился Санкт-Петербургский университет путей сообщения (ПГУПС), учрежденный в 1810 году по инициативе выдающегося ученого, инженера Августина Бетанкура.

При университете есть музей Бетанкура, куда можно попасть по предварительной записи, но если и не попадете – не страшно: вам предстоит посетить Центральный музей железнодорожного транспорта России, расположенный на Садовой улице рядом с живописным Юсуповским садом. Это один из старейших научно-технических музеев в мире, созданный в начале XIX века распоряжением Александра I. Посетитель знакомится с развитием железнодорожного транспорта от зарождения железных дорог до сегодняшнего дня. В экспозиции представлены уникальные альбомы, чертежи, фотографии, а главное — многочисленные модели локомотивов и вагонов.

По пути обязательно загляните в филиал музея — Центр железнодорожного моделизма, недавно открывшийся на углу Садовой и Вознесенского проспекта. Здесь представлено более 300 моделей, а главный экспонат — интерактивная железная дорога в масштабе 1:120. Каждый желающий может сам запустить движение поезда!

Следующий пункт маршрута – тоже филиал железнодорожного музея, Музей мостов в Мучном переулке. В его экспозиции — уникальные модели самых интересных переправ Санкт-Петербурга, которые раскрывают историю развития российского мостостроения более чем за два столетия. Некоторые мосты можно увидеть только здесь, например модель к проекту моста через Неву 1770-х годов, созданную швейцарским инженером Альдоном. Вход в музей – по предварительной записи.

Несколько остановок на метро от Сенной до Балтийской — и перед вами Музей железных дорог России, один из крупнейших в мире. На двух площадках — в старом паровозном депо и в современном музейно-выставочном корпусе — вы увидите коллекцию подлинных редких и легендарных паровозов, вагонов и другой железнодорожной техники. С помощью уникального тренажера вы даже сможете попробовать себя на роль машиниста тепловоза.

Миновав Балтийский вокзал, построенный в XIX веке для частной железной дороги, прогуляйтесь вдоль набережной Обводного канала, ориентируясь на красивую церковь в неорусском стиле — Храм Воскресения Христова у Варшавского вокзала.

Здание бывшего вокзала — финальный пункт вашего путешествия. Когда-то отсюда отправлялись поезда в города Европы, в XX веке вокзал дважды планировали снести, но так и не решились, а с 2006 года тут располагается торгово-развлекательный комплекс «Варшавский экспресс» с магазинами, ресторанами, боулингом и кинотеатром.