Достопримечательность
Варшавский вокзал, в здании которого сейчас находится торгово-развлекательный комплекс, был построен в 1852–1853 годах по проекту архитектора К.А. Скаржинского для Петербурго-Варшавской железной дороги.
12 ноября 1853 года открылось движение на первом участке дороги длиной 44,6 км — от Петербурга до императорской резиденции в Гатчине. Для регулярного движения дорога открылась в 1862 году.
Первое здание вокзала было скромным: двухэтажный каменный дом, похожий на жилой, с большими дверными проемами в центре главного фасада, который выходил на Обводный канал. Над центральным входом был этаж с двускатной крышей типа мезонина и флагштоками на лицевом и дворовом фасадах. В центре кроме лестницы были устроены боковые пандусы для въезда экипажей на платформу. По обеим сторонам здания высились кирпичные заборы с лепными украшениями и воротными проездами.
27 декабря 1862 года было открыто движение до Варшавы, к этому времени вокзал перестал справляться с большим потоком пассажиров, и в 1857–1860 годах здание перестроили по проекту П.О. Сальмановича.
Новое здание было сдвинуто к берегу Обводного канала, фасад оформили центральным ризалитом с часовой башенкой и витражом.
Вокзал имел два последовательно расположенных дебаркадера — один для прибывающих и отправляющихся поездов, другой для отстойного парка вагонов. Перекрытия дебаркадеров опирались на чугунные колонны. В 1890-х годах отстойный парк ликвидировали.
Каркас из железа со стеклянным заполнением, перекрывавший весь проём посадочных платформ, отвечал передовым архитектурным тенденциям того времени.
В советские годы вокзал чуть было не снесли, причем, он подвергался такому риску дважды: согласно Генеральному плану Ленинграда 1935 года Измайловский проспект планировалось продлить через территорию вокзала к юго-западу. Эти планы не были реализованы, но в начале 1980-х годов власти Ленинграда вновь заговорили о проекте соединения Измайловского и Новоизмайловского проспектов. Проект разрабатывался в мастерской №1 ЛенНИИПроекта, работы планировалось закончить к 1985 году. По легенде, здание вокзала спас памятник В.И. Ленину, установленный в нише фасада в 1949 году, — культовый объект коммунистической идеологии сносить не решились…
15 мая 2001 года вокзал был закрыт на реконструкцию, поезда пригородного и дальнего сообщения были переведены на другие вокзалы. На части путей развернули экспозицию Музея железных дорог России, который в 2017 году переехал в новое здание возле Балтийского вокзала.
В 2006 году в здании Варшавского вокзала открылся торгово-развлекательный комплекс «Варшавский экспресс» с магазинами, ресторанами и кафе, боулингом и кинотеатром. Реконструкция проведена по проекту итальянского архитектора Джованни Бартоли. Внешне архитектурный облик здания почти не был изменен, в отличие от интерьеров, которые не сохранились.