Famous building

Moscow station

Address

Nevsky prospect, 85, the area of the Rebellion (Vosstaniya)

Category

Famous buildings

Daily

Years of foundation

1847

Architects

K.A. Tone

Style

Neorenaissance

The building of the Moscow railway station appeared in 1844-1851 according to the project of the architect K.A. Tone. This is the "twin brother" of the St. Petersburg (now Leningrad) railway station that he built in Moscow. In the architecture of the station, K.A. Tone used the elements of the town halls of the cities of Western Europe. The building of the station is semicircular in plan, above the main entrance is a tower with a clock, it indicates the direction of the main entrance.

In 1868, in connection with the increased passenger traffic, the reconstruction of the Nikolaevsky railway station has begun. A two-story wing for luggage was attached to it, and the right wing of the building was connected with the royal chambers. Later, from the side of Ligovsky Prospekt, a brick building of the Nikolayevskaya Railway Department was erected.

In 1923, with the renaming of the Nikolayevskaya railway to Oktyabrskaya, the same name was given to the station. But in 1930 it became Moscow station.

In the late 1950s, the building of the Moscow railway station was reconstructed according to design of the architect V.I. Kuznetsov. To its right wing from the side of Ligovsky Prospekt, there was built a new outbuilding with the second vestibule of the metro station "Ploshchad Vosstaniya".

In 1967, a new light hall was opened, thanks to which the station's area increased by 2700 square meters. In the center of the hall was a monument to V.I. To Lenin. In 1993, it was replaced by a monument to Peter I by sculptors A.S. Charkin and V.V. Olenev.

Достопримечательность

Московский вокзал

Адрес

Невский пр., 85, площадь Восстания

Ежедневно

Год постройки

1847 год

Архитектор

К.А. Тон

Стиль

Неоренессанс

В начале 1842 года царь Николай I повелел приступить к строительству железной дороги между Санкт-Петербургом и Москвой. Первый пассажирский поезд до села Колпино отправился в мае 1847 года. Рядом с местом, где через 4 года построили Николаевский вокзал, стояла двухэтажная деревянная станционная постройка.

Здание Московского (Николаевского) вокзала было возведено в 1844—1851 годах по проекту архитектора К.А. Тона. Это «брат-близнец» построенного им же Петербургского (ныне Ленинградского) вокзала в Москве. В архитектуре вокзала К.А. Тон использовал элементы ратушей городов Западной Европы. Здание вокзала полукруглое в плане, над главным входом возвышается башня с часами, она указывает направление главного входа.

Официальное открытие движения по новой железной дороге состоялось 1 (13) ноября 1851 года. В 11 часов 15 минут из Петербурга отправился «всенародный поезд», который прибыл в Москву на Петербургский вокзал на следующий день в 9 часов утра. В пути он пробыл 21 час 45 минут.

1868 году в связи с возросшим пассажиропотоком была начата реконструкция Николаевского вокзала. К нему пристроили двухэтажный флигель для багажа, а правое крыло здания соединили с царскими покоями. Позднее со стороны Лиговского проспекта возвели кирпичное здание отделения Николаевской железной дороги.

В 1923 году, с переименованием Николаевской железной дороги в Октябрьскую, то же название получил и вокзал. Но уже в 1930 году он стал Московским.

В конце 1950-х годов по проекту архитектора В.И. Кузнецова здание Московского вокзала было реконструировано. К его правому крылу со стороны Лиговского проспекта пристроили новый флигель со вторым вестибюлем станции метро «Площадь Восстания».

В 1967 году был открыт новый световой зал, благодаря которому площадь вокзала увеличилась на 2700 квадратных метров. В центре зала стоял памятник В.И. Ленину. В 1993 году его заменили памятником Петру I работы скульпторов  А.С. Чаркина и В.В. Оленева.