Старт
Александровский сад
Время в пути
Время в пути: около 1 часа (спокойным шагом)
Протяженность
4,8 км
Финиш
наб. р. Мойки, 1
тематические маршруты
Петербургские мосты давно стали «визитной карточкой» Северной Венеции, но, говоря о них, мы обычно представляем себе величественные крылья разводных пролетов над Невой в обрамлении белой ночи. Однако не менее интересны мосты через Фонтанку, Мойку, канал Грибоедова, другие малые реки и каналы города. Многим из этих переправ есть, что рассказать о себе – о своей истории, тесно переплетающейся с историей города, о своих уникальных инженерных и архитектурных особенностях.
Обратите внимание!
Вы можете путешествовать по Петербургу самостоятельно со смартфоном в руке, а можете записаться на одну из подробных и увлекательных индивидуальных экскурсий от нашего Экскурсионного бюро.
Выбрать, заказать и оплатить автомобильно-пешеходный тур по городу с гидом— опытным краеведом, знатоком истории и архитектуры Петербурга, вы можете в разделе «Экскурсии».
Стоимость экскурсии по городу на комфортабельном автомобиле – от 5900 руб.
Маршрут начинается от фонтана в Александровском саду, напротив Адмиралтейства. Ваш путь лежит вдоль Гороховой улицы, и первый встретившийся вам мост — Красный. Это один из старейших мостов Санкт-Петербурга, ведущий свою историю с 1717 года. Первоначально мост назывался Белым, а в 1778 году его и перекрасили, и переименовали.
Следующий мост по Гороховой улице – Каменный, через канал Грибоедова. Канал был проложен во второй половине XVIII века по руслу речки Глухой, а Гороховая улица тогда называлась Средняя перспектива. Каменный мост соорудили в 1760-х годах, и он дошел до наших дней почти в первозданным виде, разве что въезды стали менее крутыми.
Поверните налево по набережной канала и дойдите до Мучного переулка. Здесь, в доме 2, расположен Музей мостов, где можно увидеть 60 уникальных моделей петербургских переправ.
Продолжаем путь по набережной канала Грибоедова – и вот они, знаменитые грифоны Банковского моста! С XIX века существует городская легенда, что эти крылатые стражи помогут вам решить финансовые проблемы и даже принести богатство.
Поверните по улице Ломоносова и дойдите до Фонтанки, через которую перекинут мост Ломоносова с цепями и башенками. Сейчас их назначение – чисто декоративное, а когда-то этот мост был разводным, и в башнях находились разводные механизмы.
Сейчас таких мостов на Фонтанке осталось всего два – Ломоносова и Старо-Калинкин, а в XVIII–начале XIX века их было семь, включая Аничков мост, который станет следующим пунктом вашего маршрута.
Полюбуйтесь на скульптурные группы «Укрощение коня» работы скульптора Петра Клодта. А вы знаете, почему кони на правом берегу Фонтанки имеют подковы, а на левом — не подкованы? Об этом можно прочесть в статье об Аничковом мосте в нашем приложении.
До Казанского моста через канал Грибоедова можно прогуляться пешком, доехать автобусом или троллейбусом. Оказавшись на мосту, вы можете даже не сразу это понять – он воспринимается как часть площади у Казанского собора. Его ширина – 95 метров, это третий по ширине мост в Петербурге, после Синего моста через Мойку и Аптекарского через Карповку.
Поверните направо с Невского проспекта. Следующую переправу можно назвать памятником энтузиазму и любви к городу: Итальянский пешеходный мост через канал был построен в 1896 году на собственные средства инженера Колпицына и стал его подарком Петербургу.
Ново-Конюшенный мост когда-то был самым широким в городе – до 1939 года он представлял собой площадь у собора Воскресения Христова, известного как Спас-на-крови. Еще мост интересен тем, что с 1975 до 1998 год он носил имя Гриневицкого – убийцы царя Александра II, в память о котором возвели этот собор.
Вот вы и дошли до конца маршрута. Перед вами – Трехмостье, архитектурная и инженерная конструкция, связавшая два моста через Мойку и Екатерининский канал, а также Ложный мост-дамбу. История Трехмостья берет свое начало в 1807 году, когда архитектор Росси получил заказ на постройку Михайловского дворца. В созданный зодчим единый ансамбль вошли и два моста, соединенные общей основой в центре Мойки.
Мост, расположенный чуть выше по течению Мойки — 2-й Садовый — построен сравнительно недавно. Современная переправа открылась здесь только в 1967 году, но благодаря архитектурному декору, стилизованному под XIX век, мост органично вписался в окружающую классическую застройку.