Мост
Аничков мост – один из старейших петербургских мостов. Первый деревянный мост через Фонтанку в створе Невского проспекта («Большой першпективы») был наведен по указу Петра еще в 1715 году. Мост был довольно узким и мог пропускать только одну подводу.
В 1721 году деревянный мост перестроили по проекту Германа ван Болеса и снабдили подъемной частью, позволяющей пропускать небольшие суда и баржи. В 1741 году персидский шах подарил императрице Анне Иоанновне 14 слонов, и для того чтобы животных можно было провести по мосту, его пришлось специально укреплять. Примерно в то же время за сооружением закрепилось название Невский мост.
Свое знаменитое имя мост получил в честь подполковника-инженера Михаила Аничкова, чей батальон располагался в этих местах во времена Петра I и строил первый мост через Фонтанку.
Следующая реконструкция моста состоялась в 1749 году. Подъемную часть моста ликвидировали, а фасад обшили деревянными досками, разрисованными под каменные русты. Однако настоящий каменный мост здесь появился значительно позднее, в 1785 году. Это был разводной трехпролетный мост, который украшали башенки, как у Ломоносова и Старо-Калинкина мостов.
Знакомый нам облик Аничкова моста возник уже в середине XIX века. Новый каменный мост соорудили по проекту Ивана Буттаца и Александра Брюллова (брата Карла Брюллова). Очень интересен рисунок чугунной решетки моста с морскими мотивами, который повторяет рисунок решетки Дворцового моста в Берлине. Однако самый знаменитый элемент Аничкова моста – четыре скульптурнах композиции «Укрощение коня» работы Петра Клодта, которые стали одним из главных питерских символов.
В начале XX века Аничков мост реконструировали. По нему проложили трамвайные линии, однако внешний облик моста не изменился. Снять легендарных коней Клодта пришлось в 1941 году – тогда скульптуры были зарыты в саду у Дворца пионеров до конца войны. В мае 1945 года их торжественно вернули на историческое место.
Аничков мост — памятник архитектуры, находящийся под охраной КГИОП. Содержанием и обслуживанием моста занимается СПб ГБУ «Мостотрест».
Интересно, что скульптуры коней на правом берегу Фонтанки имеют на своих копытах подковы, а на левом — не подкованы. Согласно легенде, это объясняется тем, что в XVIII веке в Литейной части находились литейные мастерские и кузницы. Поэтому подкованные лошади «скачут» от кузниц в сторону Адмиралтейства, а неподкованные — наоборот, «идут» к кузницам, в сторону Литейного проспекта.