Мост
Переправа была построена в 1785–1787 годах по типовому проекту каменных «башенных» мостов через Фонтанку. Проект разработал французский инженер и архитектор Жан-Родольф Перроне при участии русских архитекторов Ю.М. Фельтена и В.И. Баженова.
Мост был разводным, трехпролетным. Четыре гранитные башни на промежуточных опорах служат не только для красоты — здесь когда-то размещались разводные механизмы. Центральный разводной пролет был деревянным, мост разводился вручную с помощью цепей.
В 80-х годах XVIII века по этому проекту были сооружены семь типовых мостов через реку Фонтанку: Симеоновский (ныне Белинского), Аничков, Чернышёв (ныне Ломоносова), Семеновский, Обуховский, Измайловский, Старо-Калинкин. Из них только два моста — Ломоносова и Старо-Калинкин — сохранились в своем первоначальном виде до наших дней.
В первые годы после постройки нынешний мост Ломоносова носил имя Екатерининский, в честь императрицы Екатерины II. Однако вскоре его переименовали в Чернышёв — по названию одноименного переулка, где располагалась усадьба генерала Чернышёва, участника сражения под Полтавой.
Проезжая часть переправы была узкой и к концу XIX века перестала справляться с возросшим движением. На рубеже веков было предпринято несколько попыток перестроить Чернышёв мост, но он сохранил свой архитектурный облик и по сей день.
В 1915 году на мосту установили гранитные фонари-обелиски с морскими коньками-гиппокампами, выполненные по проекту архитектора И.А. Фомина.
В 1948 году мосту дали новое имя в честь выдающегося русского ученого М.В. Ломоносова. Одновременно имя Ломоносова получила предмостная площадь со сквером, а Чернышёв переулок стал улицей Ломоносова.
Мост находится под охраной КГИОП. Содержание и обслуживание моста осуществляет СПб ГБУ «Мостотрест».