Самые необычные дома Санкт-Петербурга

showcase image
showcase image
showcase image
showcase image
showcase image
showcase image
showcase image
showcase image

Круглый год наш город привлекает туристов не только знаменитыми архитектурными шедеврами, многочисленными дворцами и музеями, но и особой атмосферой. Гуляя в центре, вы наверняка встречали здания с интересной архитектурой, которые выбиваются из общей концепции улицы: их отличают либо необычные формы, либо нестандартное оформление фасадов. А иногда дом выглядит неприметным, но хранит интересную историю: с ним связаны городские тайны, мифы и легенды. Предлагаем вашему вниманию подборку из десяти необычных зданий Петербурга, которые обязательно надо посетить!

Интересные экскурсии

Экскурсия по главной политической тюрьме царской России
5500 руб.
Цена за всю группу; начало в удобное вам время.
Индивидуальная тематическая прогулка с посещением музея
5500 руб.
Цена за всю группу; начало в удобное вам время.
Прогулка по необычным достопримечательностям острова
5500 руб.
Цена за всю группу; начало и окончание в удобном месте в удобное вам время.

Дом-кольцо

Место

Адрес
наб. р. Фонтанки, 92
Категория
Необычные места
Ежедневно
Год постройки
1820-е годы
Архитектор
И. Шарлемань

Круглый дом на набережной Фонтанки, 92, имеет не только очень необычную форму, но и историю. В начале 1820-х годов купец Устинов заказал архитектору Иосифу Шарлеманю проект доходного дома.  Задача была поставлена очень непростая: жилое здание не должно заслонять солнце от соседей, иметь изолированный двор и при этом быть удобным и красивым. Архитектор выбрал древнейшую форму человеческого жилища — круглую.

В планировке интерьера автор проекта предугадал идеи конструктивизма: вдоль радиуса кольца изнутри проходит коридор с радиально расходящимися комнатами. В доме предусмотрены два парадных подъезда по четыре квартиры. Внутренний двор круглого дома украшен двумя арками, расположенными друг напротив друга, и выложен широкой тротуарной плиткой. Главное четырехэтажное здание выделено женскими масками над окнами.

В 20-х годах XIX века здесь снимали квартиру мать, отец и старшая сестра А.С. Пушкина. В наше время дом-кольцо расселен, помещения сдаются в аренду под офисы.

Дом Бака

Место

Адрес
Кирочная ул., 24
Категория
Необычные места
Ежедневно
Год постройки
1905
Архитектор
Б.И. Гиршович
Стиль
Модерн

Во дворе дома 24 по Кирочной улице, повернув направо, можно увидеть красивые воздушные коридоры-галереи на уровне второго и четвертого этажей с витражными стеклами. Это бывший доходный дом Ю.Б. Бака — инженера путей сообщения, основателя и главного пайщика газеты конституционных демократов «Речь». Здание возведено в 1904–1905 годах в стиле модерн с элементами рококо по проекту архитектора Б.И. Гиршовича.

С 1930 по 1941 год здесь жил известный литератор, друг поэта Сергея Есенина Анатолий Мариенгоф.

Если же, войдя во двор дома 24, не поворачивать направо, а пройти прямо, то еще через один проходной двор вы попадёте в типичный питерский «колодец» размером 1,5 на 3 метра.

Особняк М. Э. Клейнмихель

Место

Адрес
наб. р. Крестовки, 12
Год постройки
1834, 1904, 1911–1912 годы
Архитектор
А.И. Штакеншнейер (до перестроек), К.Г. Прейс, И.А. Претро, К.К. Мейбом
Стиль
модерн

Застройка этой части Каменного острова связана с сооружением Каменноостровского театра. Здесь стали появляться дачи, владельцы которых были связаны с театральной жизнью.

На месте, где сейчас стоит этот дом, в 1834 году был возведен особняк по проекту архитектора А.И. Штакеншнейдера для французского актера Женьеса.  В 1874 году дом сгорел, вскоре новой владелицей участка стала жена серебряных дел мастера Н.А. Верховцева. На сохранившемся фундаменте построили деревянную двухэтажная дачу, которую в 1893 году арендовала графиня Мария Эдуардовна Клейнмихель.

Графиня Клейнмихель была известной гранд-дамой конца XIX-начала ХХ века, в ее особняке проводились знаменитые костюмированные балы и салоны, где собирался весь великосветский Петербург.

«Дом-утюг»

Место

Адрес
наб. р. Фонтанки., 199 / Cадовая ул., 128
Год постройки
1911–1912
Архитектор
В.В. Шауб
Стиль
Неоклассицизм

Необычный по форме узкий дом расположен на пересечении улицы Садовой и набережной реки Фонтанки. Он построен в 1911–1912 годах по проекту знаменитого архитектора Василия Шауба. Зодчий решил создать новое здание в стиле неоклассицизм, в этом же стиле предполагалось декорирование фасадов, однако по требованию заказчика, в целях жёсткой экономии, Шубину пришлось нарушить целостность композиции и прибегнуть к упрощённому оформлению фасада.

Из-за своего угловатого расположения здание прозвали в народе «дом-утюг». Еще он напоминает нос гигантского корабля, который рвётся к водам Фонтанки, чтобы пуститься вплавь по Балтийскому морю.

«Дома-утюги» — не редкость в мировой архитектуре. Самое знаменитое в мире здание этой формы — 22-этажный небоскрёб Flatiron Building на Манхэттене, в Нью-Йорке.

Дом Распутина

Место

Адрес
Гороховая ул., 64
Ежедневно
Год постройки
1901–1902 годы
Архитектор
Л.А. Фащевский Л. А.
Стиль
эклектика

Доходный дом А. В. Бадаевой и М. П. Тимофеевой  известен тем, что в нем с1914 года до самой смерти жил Григорий Распутин — самый загадочный и один из самых противоречивых деятелей в истории России. Отсюда в декабре 2016 года он отправился в свой последний путь.

Именно здесь, в квартире 20 на третьем этаже, Григорий принимал посетителей, писал различные ходатайства. Здесь решались судьбы не только сановников и генералов, но и целых ведомств, по сути – всей страны.  Ходили слухи, что в апартаментах Распутина творился беспрецедентный разврат. Однако приставленные к Распутину агенты полиции, который выступали в роли дворников, кухарок, швейцаров и другого обслуживающего персонала, этого не подтверждали. Личность Григория Распутина была неоднозначной и мало кого оставляла равнодушным. Одни люди считали его святым старцем, и квартира на Гороховой становилась местом своеобразного паломничества. Другие же обходили этот дом стороной и презирали Распутина до глубины души.

До сего дня по Санкт-Петербургу ходят легенды о том, что ж в действительности творилось в квартире на Гороховой улице. Сама квартира сейчас реставрируется, здесь планируют открыть музей Распутина.

Дворы Толстовского дома

Место

Адрес
Улица Рубинштейна, 15-17; набережная Фонтанки, 54
Категория
Необычные места
Ежедневно
Год постройки
1912
Архитектор
Ф.И. Лидваль
Стиль
Северный модерн

Толстовский дом — образец архитектуры Серебряного века. Здание построено в 1910–1912 годах по проекту архитектора Ф.И. Лидваля в стиле северный модерн.

Дом возвели по заказу графа Михаила Павловича Толстого. С 1913 года, после его смерти, владелицей дома стала его вдова графиня Ольга Александровна Толстая, урождённая княжна Васильчикова (дочь князя Васильчикова — секунданта на дуэли М.Ю. Лермонтова).

Дом декорирован в стиле, характерном для Ф.И. Лидваля: «ренессансные» арки-проезды высотой до третьего этажа, на верхних этажах — лоджии. Отличительная особенность — три проходных двора, ведущих с улицы Рубинштейна на набережную Фонтанки.  Дворы декорированы так же тщательно, как и фасады.

Дом городских учреждений

Место

Адрес
Садовая ул., 55-57 / Вознесенский пр., 40-42
Ежедневно
Год постройки
1904–1906
Архитектор
А.Л. Лишневский
Стиль
Эклектика с элементами модерна и готики

Дом с башней на углу Садовой улицы и Вознесенского проспекта — одно из самых высоких зданий Петербурга начала XX века.

В начале XIX века на этом месте стоял жилой дом, который в 1826 году Санкт-Петербургское Городское Общество выкупило у вдовы коллежского асессора Баташова. С 1863 года здесь разместились Общее присутствие и Первый департамент Управы благочиния.

16 мая 1901 года участок перешел в собственность города, и в 1904–1906 годах здесь возвели многофункциональное пятиэтажное здание, где под одной крышей разместились различные общественные, производственные, торговые и жилые помещения. Оно получило название Дом городских учреждений или просто Городской дом.

Особняк Фолленвейдера («Сахарная голова»)

Место

Адрес
Каменный остров, Большая аллея, 13
Год постройки
1904–1905
Архитектор
Р-Ф. Мельцер
Стиль
Северный модерн

Двухэтажный особняк швейцарского подданного, главы портновской мастерской Э.Г. Фолленвейдера был построен в 1904–1905 годах в духе северного модерна с элементами неоготики. Его автор — архитектор Роберт-Фридрих Мельцер.

Здание принадлежит к ранним и самым ярким образцам стиля северный модерн в Петербурге. Этот вариант нового стиля сложился во многом под воздействием национального романтизма Финляндии и Скандинавии.  Его отличают монументальные лаконичные объёмы, массивная башня с выгнутым шатром, белая гладь стен, оттенённая серым гранитом цоколя и красной черепицей кровли.

Образ дома полон пластической экспрессии и овеян романтическим духом. Свободная живописно-асимметричная композиция отличается динамикой масс, плавными или контрастными сочленениями частей и элементов. Здание как бы слеплено из крупных объёмов разной формы и высоты. Каждый фасад решён по-своему. В нарочито усложнённом силуэте доминирует традиционная башня. Разнообразные по рисунку и группировке окна показывают снаружи особенности внутреннего устройства особняка.