Круглый год наш город привлекает туристов не только знаменитыми архитектурными шедеврами, многочисленными дворцами и музеями, но и особой атмосферой. Гуляя в центре, вы наверняка встречали здания с интересной архитектурой, которые выбиваются из общей концепции улицы: их отличают либо необычные формы, либо нестандартное оформление фасадов. А иногда дом выглядит неприметным, но хранит интересную историю: с ним связаны городские тайны, мифы и легенды. Предлагаем вашему вниманию подборку из десяти необычных зданий Петербурга, которые обязательно надо посетить!
Место
Круглый дом на набережной Фонтанки, 92, имеет не только очень необычную форму, но и историю. В начале 1820-х годов купец Устинов заказал архитектору Иосифу Шарлеманю проект доходного дома. Задача была поставлена очень непростая: жилое здание не должно заслонять солнце от соседей, иметь изолированный двор и при этом быть удобным и красивым. Архитектор выбрал древнейшую форму человеческого жилища — круглую.
В планировке интерьера автор проекта предугадал идеи конструктивизма: вдоль радиуса кольца изнутри проходит коридор с радиально расходящимися комнатами. В доме предусмотрены два парадных подъезда по четыре квартиры. Внутренний двор круглого дома украшен двумя арками, расположенными друг напротив друга, и выложен широкой тротуарной плиткой. Главное четырехэтажное здание выделено женскими масками над окнами.
В 20-х годах XIX века здесь снимали квартиру мать, отец и старшая сестра А.С. Пушкина. В наше время дом-кольцо расселен, помещения сдаются в аренду под офисы.
Место
Во дворе дома 24 по Кирочной улице, повернув направо, можно увидеть красивые воздушные коридоры-галереи на уровне второго и четвертого этажей с витражными стеклами. Это бывший доходный дом Ю.Б. Бака — инженера путей сообщения, основателя и главного пайщика газеты конституционных демократов «Речь». Здание возведено в 1904–1905 годах в стиле модерн с элементами рококо по проекту архитектора Б.И. Гиршовича.
С 1930 по 1941 год здесь жил известный литератор, друг поэта Сергея Есенина Анатолий Мариенгоф.
Если же, войдя во двор дома 24, не поворачивать направо, а пройти прямо, то еще через один проходной двор вы попадёте в типичный питерский «колодец» размером 1,5 на 3 метра.
Место
Застройка этой части Каменного острова связана с сооружением Каменноостровского театра. Здесь стали появляться дачи, владельцы которых были связаны с театральной жизнью.
На месте, где сейчас стоит этот дом, в 1834 году был возведен особняк по проекту архитектора А.И. Штакеншнейдера для французского актера Женьеса. В 1874 году дом сгорел, вскоре новой владелицей участка стала жена серебряных дел мастера Н.А. Верховцева. На сохранившемся фундаменте построили деревянную двухэтажная дачу, которую в 1893 году арендовала графиня Мария Эдуардовна Клейнмихель.
Графиня Клейнмихель была известной гранд-дамой конца XIX-начала ХХ века, в ее особняке проводились знаменитые костюмированные балы и салоны, где собирался весь великосветский Петербург.
Место
Необычный по форме узкий дом расположен на пересечении улицы Садовой и набережной реки Фонтанки. Он построен в 1911–1912 годах по проекту знаменитого архитектора Василия Шауба. Зодчий решил создать новое здание в стиле неоклассицизм, в этом же стиле предполагалось декорирование фасадов, однако по требованию заказчика, в целях жёсткой экономии, Шубину пришлось нарушить целостность композиции и прибегнуть к упрощённому оформлению фасада.
Из-за своего угловатого расположения здание прозвали в народе «дом-утюг». Еще он напоминает нос гигантского корабля, который рвётся к водам Фонтанки, чтобы пуститься вплавь по Балтийскому морю.
«Дома-утюги» — не редкость в мировой архитектуре. Самое знаменитое в мире здание этой формы — 22-этажный небоскрёб Flatiron Building на Манхэттене, в Нью-Йорке.
Место
Доходный дом А. В. Бадаевой и М. П. Тимофеевой известен тем, что в нем с1914 года до самой смерти жил Григорий Распутин — самый загадочный и один из самых противоречивых деятелей в истории России. Отсюда в декабре 2016 года он отправился в свой последний путь.
Именно здесь, в квартире 20 на третьем этаже, Григорий принимал посетителей, писал различные ходатайства. Здесь решались судьбы не только сановников и генералов, но и целых ведомств, по сути – всей страны. Ходили слухи, что в апартаментах Распутина творился беспрецедентный разврат. Однако приставленные к Распутину агенты полиции, который выступали в роли дворников, кухарок, швейцаров и другого обслуживающего персонала, этого не подтверждали. Личность Григория Распутина была неоднозначной и мало кого оставляла равнодушным. Одни люди считали его святым старцем, и квартира на Гороховой становилась местом своеобразного паломничества. Другие же обходили этот дом стороной и презирали Распутина до глубины души.
До сего дня по Санкт-Петербургу ходят легенды о том, что ж в действительности творилось в квартире на Гороховой улице. Сама квартира сейчас реставрируется, здесь планируют открыть музей Распутина.
Место
Толстовский дом — образец архитектуры Серебряного века. Здание построено в 1910–1912 годах по проекту архитектора Ф.И. Лидваля в стиле северный модерн.
Дом возвели по заказу графа Михаила Павловича Толстого. С 1913 года, после его смерти, владелицей дома стала его вдова графиня Ольга Александровна Толстая, урождённая княжна Васильчикова (дочь князя Васильчикова — секунданта на дуэли М.Ю. Лермонтова).
Дом декорирован в стиле, характерном для Ф.И. Лидваля: «ренессансные» арки-проезды высотой до третьего этажа, на верхних этажах — лоджии. Отличительная особенность — три проходных двора, ведущих с улицы Рубинштейна на набережную Фонтанки. Дворы декорированы так же тщательно, как и фасады.
Место
Дом с башней на углу Садовой улицы и Вознесенского проспекта — одно из самых высоких зданий Петербурга начала XX века.
В начале XIX века на этом месте стоял жилой дом, который в 1826 году Санкт-Петербургское Городское Общество выкупило у вдовы коллежского асессора Баташова. С 1863 года здесь разместились Общее присутствие и Первый департамент Управы благочиния.
16 мая 1901 года участок перешел в собственность города, и в 1904–1906 годах здесь возвели многофункциональное пятиэтажное здание, где под одной крышей разместились различные общественные, производственные, торговые и жилые помещения. Оно получило название Дом городских учреждений или просто Городской дом.
Место
Двухэтажный особняк швейцарского подданного, главы портновской мастерской Э.Г. Фолленвейдера был построен в 1904–1905 годах в духе северного модерна с элементами неоготики. Его автор — архитектор Роберт-Фридрих Мельцер.
Здание принадлежит к ранним и самым ярким образцам стиля северный модерн в Петербурге. Этот вариант нового стиля сложился во многом под воздействием национального романтизма Финляндии и Скандинавии. Его отличают монументальные лаконичные объёмы, массивная башня с выгнутым шатром, белая гладь стен, оттенённая серым гранитом цоколя и красной черепицей кровли.
Образ дома полон пластической экспрессии и овеян романтическим духом. Свободная живописно-асимметричная композиция отличается динамикой масс, плавными или контрастными сочленениями частей и элементов. Здание как бы слеплено из крупных объёмов разной формы и высоты. Каждый фасад решён по-своему. В нарочито усложнённом силуэте доминирует традиционная башня. Разнообразные по рисунку и группировке окна показывают снаружи особенности внутреннего устройства особняка.