Доходные дома — особая страница в истории и архитектуре Санкт-Петербурга. Всего в нашем городе было возведено более 650 доходных домов: первые появились при императрице Елизавете, а бум строительства пришелся на конец XIX и начало XX века. Особенно много исторических зданий, построенных для сдачи комнат в аренду, сегодня можно найти на Петроградской стороне. Большинство из них внесены в список объектов культурного наследия.
Представляем вашему вниманию десятку наиболее интересных доходных домов Петроградки, каждый из которых обладает собственным лицом и характером!
Место
С 1874 года на этом участке стоял деревянный двухэтажный дом, принадлежавший купчихе Александре Александровне Колесниковой. Вплоть до постройки существующего дома владельцы неоднократно менялись, и, наконец, в мае 1907 года его купил крестьянин Костромской губернии, личный почетный гражданин Иван Федорович Алюшинский. Для него архитектор Александр Лишневский и возвел существующий шестиэтажный дом – один из самых интересных домов Малого проспекта П.С.
Главная отличительная особенность дома — необычный и богатый лепной декор фасада. Это настоящий зоопарк: со стороны Малого проспекта в колючих листьях чертополоха запутались и ощерились дикие коты, портал со стороны улицы Ленина также охраняют кошки, стоящие на вытянутых лапах, с поднятыми хвостами.
Центральную часть фасада украшают рельефные изображения медведей со щитами в передних лапах. Функцию декоративных кронштейнов, поддерживающих эркер, выполняют звериные маски с разинутыми пастями; над окнами первого этажа — маленькие плаксивые маски с курносыми носами.
Место
Дом на углу Большого проспекта П.С. и Ораниенбаумской улицы построен по заказу купеческой вдовы Т.Н. Путиловой, владелицы мануфактурного магазина на Васильевском Острове. Автор шедевра — архитектор и идеолог Северного модерна Ипполит Александрович Претро, «Дом с совами» — одно из его главных творений.
Северный модерн получил развитие в Санкт-Петербурге в начале XX века под влиянием шведской и финской архитектуры национального романтизма. Здание представляет собой огромный монолитный блок с двором-колодцем внутри. Лицевой фасад, выходящий на Большой проспект, облицован в нижней части гранитом. В центре фасада — стрельчатый портал, украшенный скульптурами сов.
Вскоре после постройки дом перешёл к товариществу по производству резиновых шин «Проводник». Здесь же располагалось отделение Русского торгово-промышленного банка. Последним владельцем дома был коммерции советник М. Л. Балабанов, председатель правления Северного стекольно-промышленного общества.
Место
Дом, похожий на средневековый английский замок, стоит на площади Льва Толстого и выделяется двумя мощными шестигранными башнями-эркерами. Его проект составил владелец участка и дома архитектор К.И. Розенштейн в соавторстве с А.Е. Белогрудом, который в то время увлекался средневековьем — отсюда и стилизация, в которой выполнена постройка.
Облик здания объединил в себе сразу несколько архитектурных стилей от неоренессанса до неоготики. Одна из башен-эркеров украшена декоративным циферблатом со знаками Зодиака. Само здание богато отделано балконами, окнами и арками, причем, весьма разнообразными: круглыми, полукруглыми, прямоугольными и стрельчатыми. Со стороны улицы Льва Толстого окна третьего и пятого этажей несколько сдвинуты по отношению к другим этажам.
Благодаря оригинальному внешнему виду, дом с башнями стал доминантой не только Большого проспекта и площади Льва Толстого, но и всей Петроградской стороны.
Место
Доходный дом в стиле модерн был построен на рубеже XIX–XX веков по проекту архитектора Федора Лидваля по заказу его матери, Иды-Амалии Лидваль. Комплекс зданий стал лауреатом конкурса «Лучший фасад Санкт-Петербурга» в 1907 году.
Доходный дом И. Б. Лидваль — это комплекс зданий в виде неправильного П-образного многоугольника. Четыре асимметричных корпуса образуют со стороны Каменноостровского проспекта большой открытый двор с газоном и цветниками (курдонер). В отделке использованы цветная штукатурка, тесаный камень, керамическая плитка, художественное литье и скульптурные рельефы с сюжетами из птиц, зверей и растений. О стилистике модерна говорят и широко расставленные прямые и многоугольные оконные проемы, арки, наличники, эркеры и балконы.
Внутренние жилые помещения доходного дома также лишены однообразия. В левом крыле располагались семейные апартаменты Лидвалей с мастерской самого Ф. И. Лидваля — здесь были установлены майоликовые печи, фаянсовые умывальники и мраморные камины, а потолки и стены были отделаны дубом и березой. В одном из корпусов были устроены технические помещения — приемная комната, комнаты для дворников, швейцаров, машины электрического освещения, водяного отопления, прачечные и гладильные
Место
Доходный дом Первого Российского страхового общества, называемый в народе «Дом трех Бенуа», — это огромный жилой комплекс с проходными дворами, выходящими на Каменноостровский проспект, Большую Пушкарскую, Кронверкскую и Большую Монетную улицы. Он был построен в 1911–1914 годах по проекту братьев-архитекторов Леонтия, Альберта и Юлия Бенуа в стиле неоклассицизм с элементами модерна.
Это был один из самых благоустроенных домов начала ХХ века, «город в городе» на 250 квартир, с передовыми инженерными коммуникациями, электростанцией, котельной, встроенными гаражами и т.д. Комплекс обслуживали двадцать дворников. В советское время здесь жили «отцы» Ленинграда, начиная с С.М. Кирова. Жил в этом доме и композитор Дмитрий Шостакович, чей бюст установлен в открытом дворе со стороны Кронверкской улицы.
Дворы Дома Бенуа представляют собой настоящий лабиринт, их здесь более десяти — от парадных дворов-курдонеров до петербургских «колодцев» с причудливо изгибающимися арками. Свернув в очередную подворотню, никогда не знаешь, на какую из четырех улиц выведет тебя этот путь.
Место
Доходный дом лесопромышленников братьев Колобовых — один из немногих домов в Петербурге, сохранивших собственное имя («Колобовский»).
Здание на Широкой улице (ныне ул. Ленина) было возведено в 1908–1910 годах по проекту архитектора С.Г. Гингера и техника М.И. фон Вилькена в стиле необарокко и отмечено дипломом на конкурсе фасадов 1912 года.
Архитектурное решение Колобовского дома достаточно необычно. Начало XX века — время расцвета петербургского модерна, однако здание выстроено в пышном стиле необарокко.
Место
Доходный дом на Петроградской стороне был построен по заказу Эмира Бухарского Абдул-Ахад-хана для его наследника Сейид Алим-хана. Эмир оставил заметный след в истории Петербурга: так, он финансировал строительство Соборной мечети на Петроградской стороне.
На небольшом прямоугольном участке у Каменноостровского проспекта архитектор Степан Кричинский возвел монументальное здание в стиле итальянского палаццо. Оно состоит из фасадного корпуса и двух дворовых, связанных флигелями. Центральная часть фасада притягивает взгляд трёхпролётными арками, поставленными одна на другую. Высокие арки первого яруса опираются на круглые рустованные опоры, арки второго яруса — на колонны коринфского ордера.
Колонны, разделяющие арки нижнего яруса, нарочито утяжелены – их стволы как бы пропущены через крупные квадратные блоки, муфты. Изящные колонны второго яруса украшают трёхарочную глубокую лоджию. Фасад здания облицован крупными блоками желтовато-белого шишимского мрамора, добытого на Урале, под Златоустом. Облицовка дома эмира Бухарского — единственный пример применения этого камня в Петербурге.