Top.Mail.Ru

Доходные дома Петроградской стороны — ТОП-10 интересных зданий

showcase image
showcase image
showcase image
showcase image
showcase image
showcase image

Доходные дома — особая страница в истории и архитектуре Санкт-Петербурга. Всего в нашем городе было возведено более 650 доходных домов: первые появились при императрице Елизавете, а бум строительства пришелся на конец XIX и начало XX века. Особенно много исторических зданий, построенных для сдачи комнат в аренду, сегодня можно найти на Петроградской стороне. Большинство из них внесены в список объектов культурного наследия. 

Представляем вашему вниманию десятку наиболее интересных доходных домов Петроградки, каждый из которых обладает собственным лицом и характером!

Интересные экскурсии

Необычные достопримечательности в центре Петербурга
5500 руб.
Цена за всю группу; начало и окончание в удобное вам время в удобном месте.
Прогулка по необычным местам от «Спортивной» до «Петроградской»
5500 руб.
Цена за всю группу; начало в удобное вам время.
Прогулка по необычным достопримечательностям острова
5500 руб.
Цена за всю группу; начало и окончание в удобном месте в удобное вам время.

Дом Алюшинского («Дом с кошками»)

Место

Адрес
Малый пр. ПС, 66 / ул. Ленина, 32
Ежедневно
Год постройки
1908 год
Архитектор
А.Л. Лишневский
Стиль
модерн

С 1874 года на этом участке стоял деревянный двухэтажный дом, принадлежавший купчихе Александре Александровне Колесниковой. Вплоть до постройки существующего дома владельцы неоднократно менялись, и, наконец,  в мае 1907 года  его купил крестьянин Костромской губернии, личный почетный гражданин Иван Федорович Алюшинский. Для него архитектор Александр Лишневский и возвел существующий шестиэтажный дом – один из самых интересных домов Малого проспекта П.С.

Главная отличительная особенность дома — необычный и богатый лепной декор фасада. Это настоящий зоопарк: со стороны Малого проспекта в колючих листьях чертополоха запутались и ощерились дикие коты, портал со стороны улицы Ленина также охраняют кошки, стоящие на вытянутых лапах, с поднятыми хвостами.

Центральную часть фасада украшают рельефные изображения медведей со щитами в передних лапах. Функцию декоративных кронштейнов, поддерживающих эркер, выполняют звериные маски с разинутыми пастями; над окнами первого этажа — маленькие плаксивые маски с курносыми носами.

«Дом с совами»

Место

Адрес
Большой пр. П.С., 44
Ежедневно
Год постройки
1906—1907 годы
Архитектор
И.А. Претро
Стиль
северный модерн

Дом на углу Большого проспекта П.С. и Ораниенбаумской улицы построен по заказу купеческой вдовы Т.Н. Путиловой, владелицы мануфактурного магазина на Васильевском Острове. Автор шедевра —  архитектор и идеолог Северного модерна Ипполит Александрович Претро,  «Дом с совами» —  одно из его главных творений.

Северный модерн получил развитие в Санкт-Петербурге в начале XX века под влиянием шведской и финской архитектуры национального романтизма. Здание представляет собой огромный монолитный блок с двором-колодцем внутри. Лицевой фасад, выходящий на Большой проспект, облицован в нижней части гранитом. В центре фасада — стрельчатый портал, украшенный  скульптурами сов.

Вскоре после постройки дом перешёл к товариществу по производству резиновых шин «Проводник».  Здесь же располагалось отделение Русского торгово-промышленного банка. Последним владельцем дома был коммерции советник М. Л. Балабанов, председатель правления Северного стекольно-промышленного общества.

«Дом с башнями»

Место

Адрес
Каменноостровский пр., 35
Ежедневно
Год постройки
1913—1915 годы
Архитектор
К.И. Розенштейн, А.Е. Белогруд
Стиль
эклектика, неоренессанс

Дом, похожий на  средневековый английский замок, стоит на площади Льва Толстого и выделяется двумя мощными шестигранными башнями-эркерами. Его проект составил владелец участка и дома архитектор К.И. Розенштейн в соавторстве с А.Е. Белогрудом, который в то время увлекался средневековьем — отсюда и стилизация, в которой выполнена постройка.

Облик здания объединил в себе сразу несколько архитектурных стилей от неоренессанса до неоготики. Одна из башен-эркеров украшена декоративным циферблатом со знаками Зодиака. Само здание богато отделано балконами, окнами и арками, причем, весьма разнообразными: круглыми, полукруглыми, прямоугольными и стрельчатыми. Со стороны улицы Льва Толстого окна третьего и пятого этажей несколько сдвинуты по отношению к другим этажам.

Благодаря оригинальному внешнему виду, дом с башнями стал доминантой не только Большого проспекта и площади Льва Толстого, но и всей Петроградской стороны.

Доходный дом И.Б. Лидваль

Место

Адрес
Каменноостровский пр., 1–3
Ежедневно
Год постройки
1899–1904 годы
Архитектор
Ф.И. Лидваль
Стиль
модерн

Доходный дом в стиле модерн был построен на рубеже XIX–XX веков по проекту архитектора Федора Лидваля по заказу его матери, Иды-Амалии Лидваль. Комплекс зданий стал лауреатом конкурса «Лучший фасад Санкт-Петербурга» в 1907 году.

Доходный дом И. Б. Лидваль — это комплекс зданий в виде неправильного П-образного многоугольника. Четыре асимметричных корпуса образуют со стороны Каменноостровского проспекта большой открытый двор с газоном и цветниками (курдонер). В отделке использованы цветная штукатурка, тесаный камень, керамическая плитка, художественное литье и скульптурные рельефы с сюжетами из птиц, зверей и растений.  О стилистике модерна  говорят и широко расставленные прямые и многоугольные оконные проемы, арки, наличники, эркеры и балконы.

Внутренние жилые помещения доходного дома также лишены однообразия. В левом крыле располагались семейные апартаменты Лидвалей с мастерской самого Ф. И. Лидваля — здесь были установлены майоликовые печи, фаянсовые умывальники и мраморные камины, а потолки и стены были отделаны дубом и березой. В одном из корпусов были устроены технические помещения — приемная комната, комнаты для дворников, швейцаров, машины электрического освещения, водяного отопления, прачечные и гладильные

Дворы Дома трех Бенуа

Место

Адрес
Каменноостровский пр., 26-28
Категория
Необычные места
Ежедневно
Год постройки
1911–1914
Архитектор
братья Бенуа
Стиль
Неоклассицизм, модерн

Доходный дом Первого Российского страхового общества, называемый в народе «Дом трех Бенуа», — это огромный жилой комплекс с проходными дворами, выходящими на Каменноостровский проспект, Большую Пушкарскую, Кронверкскую и Большую Монетную улицы. Он был построен в 1911–1914 годах по проекту братьев-архитекторов Леонтия, Альберта и Юлия Бенуа в стиле неоклассицизм с элементами модерна.

Это был один из самых благоустроенных домов начала ХХ века, «город в городе» на 250 квартир, с передовыми инженерными коммуникациями, электростанцией, котельной, встроенными гаражами и т.д. Комплекс обслуживали двадцать дворников. В советское время здесь жили «отцы» Ленинграда, начиная с С.М. Кирова. Жил в этом доме и композитор Дмитрий Шостакович, чей бюст установлен в открытом дворе со стороны Кронверкской улицы.

Дворы Дома Бенуа представляют собой настоящий лабиринт, их здесь более десяти — от парадных дворов-курдонеров до петербургских «колодцев» с причудливо изгибающимися арками. Свернув в очередную подворотню, никогда не знаешь, на какую из четырех улиц выведет тебя этот путь.

Дом Колобовых (Колобовский дом)

Место

Адрес
ул. Ленина, 8 / Пушкарский пер., 2
Ежедневно
Год постройки
1908–1910
Архитектор
С.Г. Гингер, М.И фон Вилькен
Стиль
Необарокко

Доходный дом лесопромышленников братьев Колобовых — один из немногих домов в Петербурге, сохранивших собственное имя («Колобовский»).

Здание на Широкой улице (ныне ул. Ленина) было возведено в 1908–1910 годах  по проекту архитектора С.Г. Гингера и техника М.И. фон Вилькена в стиле необарокко и отмечено дипломом на конкурсе фасадов 1912 года.

Архитектурное решение Колобовского дома достаточно необычно. Начало XX века — время расцвета петербургского модерна, однако здание выстроено в пышном стиле необарокко.

Дом эмира Бухарского

Место

Адрес
Каменноостровский пр., 44б
Ежедневно
Год постройки
1913–1914
Архитектор
С.С. Кричинский
Стиль
Неоренессанс

Доходный дом на Петроградской стороне был построен по заказу Эмира Бухарского Абдул-Ахад-хана для его наследника Сейид Алим-хана. Эмир оставил заметный след в истории Петербурга: так, он финансировал строительство Соборной мечети на Петроградской стороне.

На небольшом прямоугольном участке у Каменноостровского проспекта архитектор Степан Кричинский возвел монументальное здание в стиле итальянского палаццо. Оно состоит из фасадного корпуса и двух дворовых, связанных флигелями. Центральная часть фасада притягивает взгляд трёхпролётными арками, поставленными одна на другую. Высокие арки первого яруса опираются на круглые рустованные опоры, арки второго яруса — на колонны коринфского ордера.

Колонны, разделяющие арки нижнего яруса, нарочито утяжелены – их стволы как бы пропущены через крупные квадратные блоки, муфты. Изящные колонны второго яруса украшают трёхарочную глубокую лоджию. Фасад здания облицован крупными блоками желтовато-белого шишимского мрамора, добытого на Урале, под Златоустом. Облицовка дома эмира Бухарского — единственный пример применения этого камня в Петербурге.