Выставка

Скульптура из коллекций Петра Великого

Место

Зимний дворец (Эрмитаж)

Дворцовая площадь, 2/38

Государственный Эрмитаж

Дворцовая площадь, 2 / Дворцовая набережная, 38

Категория

Выставка

Дата

24 сентября 2022, 11:00 — 13 ноября 2022, 18:00

Цена

от 300 р.

Афиша / Выставка

В Арапском зале Зимнего дворца открыта выставка «Скульптура из коллекций Петра Великого», организованная Государственным Эрмитажем совместно с Государственным музеем истории Санкт-Петербурга и Серпуховским историко-художественным музеем при участии Библиотеки Российской академии наук.

Новая выставка из серии временных экспозиций, приуроченных к 350-летию со дня рождения Петра Великого, рассказывает о феномене петровской коллекции скульптуры, совершенно новом и особенном явлении для России начала XVIII столетия. В зале представлено девятнадцать скульптурных произведений, большая часть которых находится в собрании Государственного Эрмитажа.

Реформы Петра Великого затронули практически все стороны жизни страны, и именно Петр I привнес в русское общество интерес к коллекционированию произведений искусства, который в полной мере коснулся и скульптуры. До конца ХVII столетия Россия не знала круглой скульптуры в современном понимании этого слова из-за запрета православной церкви; положение кардинально изменилось в царствование Петра I (1672‒1725). Включение статуй, бюстов, рельефов в повседневную жизнь было одним из важных элементов петровских культурных преобразований. Энтузиазм царя по отношению к скульптурной пластике не имел аналогий, Петр I собрал крупную, даже по европейским представлениям, коллекцию скульптуры, насчитывавшую более 250 произведений, из которых до наших дней сохранилось примерно две трети. Первые памятники попали в Летний сад уже около 1707 года, а к 1710 году находилось уже около 30 мраморных статуй и бюстов. Собрание скульптуры Петра Великого, составленное в очень короткие сроки, можно считать важным и исключительным событием также для истории европейского коллекционирования.

Коллекция скульптуры Петра Великого включала работы мастеров XVII столетия, современных ваятелей, которым статуи и бюсты могли заказываться специально, а также редкие произведения античной пластики. На выставке представлены две небольшие парные статуи ‒ «Азия» и «Африка» работы Бартоломеуса Эггерса (ок. 1630 — ок. 1692; Нидерландская школа), предполагается, что они были подарены Петру I во время путешествия по Европе в 1717 году прусским королем Фридрихом Вильгельмом I.

Наибольшее число произведений для императора заказал и приобрёл в 1716–1726 годах в Венеции граф Савва Владиславич-Рагузинский (около 1670–1738). Среди скульптуры, доставленной в новую столицу, были экспонируемые в Арапском зале: статуя «Святой Терезы», созданная римским скульптором конца XVII века, а также группа «Оплакивание» венецианского мастера Джованни Дзордзони. В число произведений, полученных в Петербурге в 1717 году, входила большая статуя «Адонис» работы Джузеппе Торретто (1664‒1743), которая представлена в нише вестибюля Зимнего дворца, напротив «Дианы» работы братьев Джузеппе (1675–1735) и Паоло (1677–1751) Гроппелли, привезенной в 1720 году.

Впервые с XVIII столетия на выставке вместе показаны все шесть статуй античных богов и богинь из серии, исполненной итальянским скульптором Антонио Тарсиа (1662‒1739) специально для царицы Екатерины. Фигуры: «Юпитер», «Юнона», «Аполлон», «Венера» хранятся в собрании Эрмитажа, а «Марс» и «Диана» — в Серпуховском историко-художественном музее.

Обращает на себя внимание небольшая мраморная группа «Борьба лапифов с кентавром» работы Франческо Бертоса, одно из поздних приобретений Рагузинского (около 1720–1722).

Другим художественным агентом Петра Великого был Юрий Кологривов (около 1685/1690—1754). В 1718 году в Риме он купил ряд произведений современных, а также древнеримских мастеров. На экспозиции представлены приобретенные им бюсты «Мавра» и «Мавританки» из цветного мрамора, копия со «Спящего гермафродита», знаменитой древнеримской статуи, восходящей к греческому оригиналу середины II века до н. э., четыре небольших рельефа («Музицирующие ангелы», «Три ребенка с гроздью винограда» и другие), а также, статуя «Пастуха», которую следует считать первой античной работой, попавшей в Россию.

Самым известным приобретением Кологривова в начале 1719 года стала фигура богини Венеры, которую относят к работам древнегреческого мастера II века до н. э. известная ныне как «Венера Таврическая». Статуя экспонируется в зале Диониса (№ 109) на первом этаже Нового Эрмитажа.

Дополняют экспозицию листы из альбома, представленного Петру I Саввой Владиславичем-Рагузинским (ныне хранится в Библиотеке Российской академии наук в Санкт-Петербурге) с зарисовками статуй и бюстов, присланных в Петербург в 1717 году. Рисунки содержали сведения о сюжетах произведений, и в большинстве случаев также имена их авторов. Среди них экспонируемые в зале зарисовки статуй «Адонис», «Диана» работы Джузеппе Торетто и другие.