Вдоль Крюкова канала: приглашаем на прогулку

showcase image

Приглашаем вас прогуляться вдоль Крюкова канала, где очень много интересных мест и необычных достопримечательностей!

Этот маршрут называется «Тюрьма и храм, театр и рынок». Начинается он на площади Труда — с канала Адмиралтейского. Проходя по площади, обязательно спуститесь в подземный переход и обратите внимание на мемориальную табличку. Переход был построен в 1998–1999 годах, и в процессе строительства вскрыли участок засыпанного Адмиралтейского канала, чья история восходит к петровским временам. В 1717 году между верфями Адмиралтейства и островом Новая Голландия был проложен канал, названный Прядильным по располагавшимся поблизости прядильным амбарам. По каналу сплавляли корабельный лес, хранившийся на складах Новой Голландии. В 1738 году канал переименовали в Адмиралтейский, а в 1844 году участок между Адмиралтейством и Благовещенской площадью заключили в трубу, оставив лишь небольшой отрезок между Крюковым каналом и рекой Мойкой. Об этих событиях и напоминает мемориальная табличка в подземном переходе под площадью Труда.

А Крюков канал был прорыт в 1719–1720 годах под руководством строителя Семена Крюкова, в честь которого и получил свое название. Первоначально канал проходил от Невы до Мойки. В 1782–1787 годах его протянули дальше на юг до Фонтанки, а берега одели в гранит. При строительстве Благовещенского моста через Неву, часть канала, проходившую через нынешнюю площадь Труда, также заключили в трубу.

Следующий пункт нашего маршрута — Новая Голландия, но перед тем как отправиться туда, мысленно загляните в одноименный бар на углу площади и набережной Адмиралтейского канала. Этот бар себя не рекламирует, но он — один из старейших в городе, здесь сохранилась аутентичная атмосфера непарадного Петербурга. Посидите за простым деревянным столом и выпейте кружку пива под нехитрую еду, любуясь моделями парусников и другими морскими атрибутами на стенах.

Новая Голландия! Она находится на одноименном рукотворном острове, окруженном водами реки Мойки, Адмиралтейского и Крюкова каналов. Построенный в XVIII веке в стиле классицизм, этот архитектурный ансамбль был создан для нужд Адмиралтейства. При создании русского флота Петр I пригласил голландских кораблестроителей. Первоначально «Голландией» называлось место около Адмиралтейства, где были устроены склады корабельного леса. Но судостроительная верфь в Адмиралтействе была перегружена, и что пришлось основать еще одну, названную Галерной. Две верфи соединили каналом, а еще одним каналом соединили Фонтанку и Большую Неву. Так появился остров треугольной формы, чья площадь составляет 7,8 тысячи квадратных метров. После прорытия каналов на этот остров перенесли склады, а сам остров получил название «Новая Голландия». Мало кто знает, что тут находился первый военный порт России, основанный в сентябре 1721 года. Но стать полноценным портом острову так и не довелось. По мнению некоторых историков, на острове находился небольшой дворец Петра I (сейчас на его месте — пруд правильной формы, отмеченный еще на ранних картах Санкт-Петербурга).

В 30-е годы XVIII века Новая Голландия была передана в ведомство Адмиралтейств-коллегии, и на острове появились первые деревянные амбары для хранения корабельного леса, построенные архитектором Иваном Коробовым. Позднее на месте деревянных сараев решили возвести каменные сооружения. Архитектор Савва Чевакинский разработал новаторские конструкции для вертикального хранения бревен и создал чертежи строений, напоминавших крепость. Жан-Батист-Мишель Валлен-Деламот создал проекты классических порталов и арочного декора фасадов, выходящих на каналы. Оба проекта переработал и воплотил в жизнь инженер Иоганн Герард. Формирование архитектурного облика Новой Голландии было завершено к концу XVIII века. В середине XIX века на острове строятся сооружения нового назначения, в том числе здание морской тюрьмы, разработанное архитектором Александром Штаубертом. Круглое здание называли «Бутылкой», и именно отсюда взялась поговорка «не лезь в бутылку».

В конце XIX века на Новой Голландии по инициативе Дмитрия Менделеева появился первый в России опытовый бассейн. Здесь тестировали модели линкоров, линейных кораблей и первых русских подводных лодок. Под руководством ученого на острове была также создана лаборатория по разработке бездымного пороха. В начале ХХ века здесь разместилась и радиостанция, которая держала связь с Балтийским и Черноморским флотом. В дни блокады Новая Голландия серьезно пострадала от артиллерийских обстрелов. Восстановленный после войны комплекс вновь пришел в упадок к концу ХХ века, утрачены некоторые здания.

До 12 декабря 2004 года комплекс занимали службы Балтийского флота, а в 2016 году после реконструкции «Новой Голландии» на острове открылся современный городской парк. Здесь много кафе и ресторанов, выставочных пространств, часто проходят различные праздники и фестивали.

Выйдя из Новой Голландии, вы можете посетить Центральный военно-морской музей, где собрано больше 2000 моделей кораблей. Гордость музея — подлинный ботик Петра I, подлинная подводная лодка 1881 года постройки и другие раритеты. Раньше музей располагался в здании Биржи на Стрелке Васильевского острова, а в 2014 году переехал сюда, в бывшее здание Крюковых казарм.

А мы возвращаемся на набережную канала, который здесь пересекает реку Мойку. Перейдите Мойку по мосту с романтическим названием — Поцелуев. Почему же он так называется?

Первый мост через Мойку в этом месте перекинули в 1738 году. Это была деревянная пешеходная переправа с разводным пролетом подъемного типа для пропуска мачтовых судов. Мост раскрашивали в разные цвета, поэтому он назывался Цветным. Свое название мост получил в конце 1780-х годов по трактиру «Поцелуй», расположенному неподалеку, на левом берегу реки Мойки. Питейное заведение находилось в доме купца Никифора Поцелуева, который, в свою очередь, обязан своей фамилией старинному слову «целовальник» — чиновник, собирающий подати с кабаков. Так что никакой романтики, хотя по легенде происхождение имени моста другое. В XVIII веке граница города проходила по реке Мойке, и мост служил местом расставаний и встреч. Другие предания гласят, что здесь прощались со своими возлюбленными моряки Гвардейского Флотского экипажа, арестанты близлежащей тюрьмы или просто тайные любовники. Старинный петербургский обычай предписывал целоваться на этом мосту не только влюбленным, чтобы никогда не расставаться, но и просто знакомым — независимо от степени близости и родства, на счастье. В наше время Поцелуев мост — одно из популярных мест у молодоженов.

Кстати о тюрьме — здание не сохранилось, но дошло до нас в многочисленных исторических упоминаниях.

У пересечения реки Мойки и Крюкова канала в проезде, получившем в 1844 году название Тюремного переулка, а в 1919 году — переулка Матвеева, стоит современный монументальный семиэтажный жилой дом. До Февральской революции на его месте стояло здание в два этажа грязно-зелёного цвета, которое занимало целый квартал. Это известный Литовский замок. Его углы украшали 7 круглых башен. Замок был возведён в 1782–1787 годы по проекту архитектора И. Е. Старова, известного мастера классицизма. В народе полагали, что здесь жил какой-то литовский князь, отчего замок и стал называться Литовским, а на самом деле своим названием замок обязан расквартированному в нём Литовскому мушкетерскому полку. В 1822 году вместо казарм здесь устроили городскую тюрьму. В 1884 году Литовский замок превратился в исправительную тюрьму. Со второй половины XIX века в Литовском замке, наряду с уголовными, содержались политзаключенные. Среди них — А. К. Кузнецов, И. Г. Прыжов, П. Н. Ткачев, П. Г. Успенский, осужденные в 1871 году на процессе «нечаевцев». В начале XX столетия узниками Литовского замка оказались участники рабочего движения, в том числе «Обуховской обороны» 1901 года.

27 февраля 1917 года около шести утра матросы 8-го флотского экипажа, расквартированные в Крюковских морских казармах, вместе с рабочими судостроительных предприятий захватили Литовский замок. Были выпущены все заключённые, в том числе уголовники. Политические заключённые присоединились к восставшим и возглавили колонну демонстрантов под красными флагами. Александр Блок писал матери 23 марта 1917 года: «Выгорели дотла Литовский замок и окружной суд. Бросается в глаза вся красота их фасадов, вылизанных огнём, вся мерзость, безобразившая их внутри, выгорела».

Некоторое время сгоревшие руины предполагалось оставить в качестве памятника — напоминания о революционных событиях. Однако в 1929 году городскими властями было принято решение о сносе замка. И он был разобран в 1929–1930 годы. На массивном и прочном фундаменте старого Литовского замка был возведен жилой комплекс для рабочих Адмиралтейского и Балтийского заводов. Это был один из первых домов-коммун «с обобществлением быта» (в таких домах, например, не было частных кухонь, а освободить женщин от кухонного рабства планировалось с помощью общественной фабрики-кухни). Позже дома были перестроены.

Вот как выглядела «русская Бастилия» — Литовский замок.

А вы выходите на Театральную площадь. Справа — Мариинский театр, ведущий свою историю от Большого Каменного театра, основанного в 1783 году по приказу Екатерины II. Он располагался в здании, позднее перестроенном под Санкт-Петербургскую консерваторию. Большой театр был воспет Пушкиным в романе «Евгений Онегин» и сыграл роковую роль в судьбе двух знаменитых петербургских архитекторов.

Первое каменное здание Большого театра начали возводить в 1775 году по проекту Антонио Ринальди. В 1779 году Ринальди упал с лесов и из-за травм не мог лично наблюдать за ходом работ, за строительством наблюдал архитектор Федор фон Баур. Массивное здание театра имело скромно оформленный фасад, украшенный дорическими пилястрами. Окна первого этажа были отмечены замковыми камнями с масками. С двух сторон аттика возвышались мраморные статуи Дианы с ланью и Латоны, матери Аполлона. Фронтон украшала статуя Минервы из каррарского мрамора. В одной руке богиня держала металлическое копье, служившее громоотводом, в другой — щит с итальянской надписью Vigilando quiesco («Покоясь, продолжаю бдение)». Театр открылся в 1784 году и в 1802–1805 годах был перестроен по проекту Тома де Томона, за что зодчий получил титул придворного архитектора. Но в 1811 году театр сгорел. Два года спустя, обследуя театр после пожара, Тома де Томон упал со стены и от полученных повреждений скончался...

Большой Каменный театр был восстановлен в 1818 году, он стал достопримечательностью Северной столицы. Грандиозное здание с восьмиколонным портиком можно видеть на многих рисунках и литографиях пушкинской эпохи. Именно в этот театр ездил Евгений Онегин.

В 1886 году Большой театр закрылся, здание разобрано и к 1896 году перестроено в современное здание Петербургской консерватории по проекту архитектора Владимира Николя.

История же Мариинского театра такова. Первое здание на его месте было построено в 1840-х годах по проекту Альберта Кавоса. Это был театр-цирк, но в нем шли не только цирковые представления, но и драматические спектакли. В середине XIX века театр-цирк сгорел, и Кавос возвел новое здание под оперный театр. Первый театральный сезон в новом здании открылся (2) 14 октября 1860 года оперой Михаила Глинки «Жизнь за царя» (также известной под названием «Иван Сусанин»). Новый театр стал именоваться Мариинским в честь жены императора Александра II — императрицы Марии Александровны.

Внутреннее убранство театра сразу после открытия поразило всех современников своим великолепием. Интерьеры Мариинского до сих пор считаются одними из лучших в мире. Богатый занавес, ставший эмблемой театра, был изготовлен при участии художника А. Головина.

А вот еще одна достопримечательность Театральной площади — общественный туалет, возведенный в 1907 году по проекту инженера Зазерского. В те времена даже публичные «ретирадники» в Петербурге строили в стиле модерн! Еще один такой же туалет Зазерского стоит в Александровском саду. Оба и сейчас открыты и работают по прямому назначению!

Слева туалет на Театральной площади, справа — в Александровском саду (кстати, он круглосуточный!).

А мы идем дальше. У Кашина моста полюбуйтесь атлантами, охраняющими двор шикарного доходного дома Веге. Здание, возведенное в 1912–1914 годах на углу Екатерингофского проспекта (ныне пр. Римского-Корсакова) и набережной Крюкова канала, городская легенда окрестила «домом шоколадного короля». На самом же деле им владел предприниматель Роберт Георгиевич. Веге, владелец Киновеевского ультрамаринового завода. Проект составил архитектор Сергей Овсянников, ученик мастерской Леонтия Бенуа. Дом Веге считается одним из самых роскошных доходных домов Петербурга и напоминает итальянское палаццо эпохи Возрождения.

Следующий пункт вашего путешествия — Никольский морской собор, яркий памятник елизаветинского барокко в церковной архитектуре. Морской собор Святителя Николая Чудотворца и Богоявления построен в 1753–1762 годах по проекту архитектора Саввы Чевакинского, а отдельно стоящая колокольня, завершенная высоким шпилем, возведена в 1755–1758 годах.

Главная святыня собора — греческая икона святителя Николая Чудотворца XVII века с частицей его мощей. Храм оставался действующим все годы советской власти, он не закрывался даже в блокаду, а в 1966 году здесь отпевали Анну Ахматову.

И вот, перед вами — канал Грибоедова и знаменитое волшебное «Семимостье». Взойдите на Пикалов мост и оглядитесь по сторонам — отсюда можно увидеть сразу шесть мостов: Красногвардейский, Ново-Никольский и Могилёвский через канал Грибоедова, Старо-Никольский, Смежный и Кашин — через Крюков канал. Загадайте желание, поворачиваясь по часовой стрелке и считая мосты. Особой волшебной силой «Семимостье» обладает 7-го числа любого месяца в 7 часов вечера!

Скажем пару слов о Ново-Никольском мосте — одном из семи. Вид у него обычный, зато любопытная история. Первый чугунный Ново-Никольский мост через Екатерининский канал (ныне канал Грибоедова) был сооружен в 1835–1837 годах по проекту инженеров И.С. Завадовского и М.Е. Кларка. Переправа получила свое название по расположенному рядом Никольскому морскому собору. Однако простоял мост очень недолго: 8 октября 1837 года перед самым открытием он обрушился из-за деформации береговых устоев. Специальная комиссия установила наличие конструктивных ошибок в проекте, и по приказу царя Николая I инженер Завадовский был заключён под домашний арест. Второй автор проекта, Кларк, директор Александровского чугунолитейного завода, остался на свободе. Ему поручили спроектировать более надежный Ново-Никольский мост — стальной на каменных устоях, облицованных гранитом. Новый мост открылся в 1841 году. Кстати, его перила и фонари выполнены по рисункам знаменитого архитектора Карла Росси.

К западу от Ново-Никольского моста можно увидеть невысокое здание — бывший Городской дом трудолюбия Великой княжны Ольги Николаевны. Он был построен в 1896–1897 годах на средства городской казны. В доме располагались мастерские: столярная, переплетная, сапожная, слесарно-механическая, белошвейная, штопальная и вязальная. В них работали бедные женщины, нуждавшиеся в средствах на жизнь. В настоящее время здание передано Никольскому собору и нуждается в реставрации.

Финальный пункт маршрута — обновленный Никольский рынок. В XIX веке тут был Обжорный ряд, после 1917 года в здании рынка разместилось производственное объединение по изготовлению эмалированной посуды. С 2007 по 2018 год года здание находилось на реставрации, а недавно в обновленных Никольских рядах открылось большое общественное пространство. Здесь работают отель, первое в Петербурге Hard Rock Cafe и другие заведения. Во дворе — зеленая зона с детской площадкой, аттракционами, большим гольф-клубом летом и такой же огромной катальной горкой — зимой.

А теперь — самое интересное!

Неподалеку от Никольских рядов, на набережной реки Мойки, 62, есть причал прогулочных судов. Сюда подходят катера-тримараны, которые ходят по экскурсионному маршруту «Золотой треугольник».

Стартовав от причала «Конюшенное ведомство» в самом «сердце» Петербурга — на набережной Мойки, 1, одиннадцатиместные катера совершают круиз вдоль набережных канала Грибоедова, Фонтанки, Крюкова канала, Зимней канавки и Невы. Легкие и маневренные, они проходят под тридцатью пятью мостами, включая Казанский мост под Невским проспектом — самый низкий и один из самых широких мостов города.

При желании вы можете не совершать полный круг, а купить билет в одну сторону и использовать катер как «речной трамвайчик», курсирующий между Конюшенным ведомством и Никольскими рядами.

Билеты на водные экскурсии по Неве, рекам и каналам Петербурга вы можете купить онлайн на нашем сайте и в мобильном приложении в разделе «Кораблики».