Проект воссоздания колокольни Смольного монастыря до конца 2020 года рассмотрит Совет по сохранению культурного наследия при правительстве Санкт-Петербурга. По мнению члена Совета, архитектора-реставратора Рафаэль Даянова, колокольня Смольного монастыря Растрелли — это образцовый проект воссоздания городской среды, который мог бы стать ориентиром для дальнейшей работы реставраторов и архитекторов.
С инициативой воссоздания Колокольни Смольного монастыря выступил Фонд содействия восстановлению объектов истории и культуры, который уже вернул городу такие уничтоженные архитектурные памятники, как киновия Александро-Невской лавры и храм иконы Божией Матери «Всех Скорбящих Радость» (с грошиками). До конца года его рассмотрит Совет по сохранению культурного наследия при правительстве Санкт-Петербурга. На реализацию недостроенной колокольни Растрелли потребуется около 7 лет.
«Проект тщательно прорабатывается специалистами в различных областях, — говорит член Совета по сохранению культурного наследия, архитектор-реставратор Рафаэль Даянов. — Перед городскими архитекторами, реставраторами и строителями стоит амбициозная задача воссоздать шедевр XVIII века по сохранившимся чертежам гениального Растрелли. По масштабам и сложности исполнения она сопоставима с возрождением дворцово-парковых ансамблей петербургских пригородов, полностью разрушенных во время Великой Отечественной войны. Именно возвращение из руин к первозданному виду императорских дворцов в Царском Селе, Петергофе, Павловске сформировало знаменитую петербургскую школу реставраторов».
По мнению Рафаэля Даянова, городу нужен специальный протокол работы с историческими зданиями, позволяющий сочетать новые технологии и сохранение аутентичности городской среды. Образцовым проектом воссоздания городской среды, который мог бы стать ориентиром для дальнейшей работы реставраторов и архитекторов на этом направлении, может стать строительство Колокольни Смольного собора.
Сейчас Фонд готовит обоснование для воссоздания колокольни. 170-метровая башня, спроектированная Растрелли в составе ансамбля Смольного монастыря и одобренная императрицей Елизаветой Петровной, была достроена в XVIII веке лишь до второго яруса из-за начала войны, а строительство самого собора затянулось на десятки лет. Сохранились авторские чертежи и макет колокольни, а также обследованный археологами массивный фундамент из тысяч свай, гранитных и известняковых плит. Для того времени проект был дерзновенным с технической точки зрения: будучи построенной, колокольня Смольного стала бы высочайшим зданием в Европе.