Фестиваль

Фестиваль «Музыкальные академии в Базилике Св. Екатерины»

Категория

Фестиваль

Даты

18 июля 2023, 19:00 — 20:30

19 июля 2023, 19:00 — 20:30

20 июля 2023, 19:00 — 20:30

21 июля 2023, 19:00 — 20:30

22 июля 2023, 19:00 — 20:30

23 июля 2023, 19:00 — 20:30

Цена

от 700 р.

Афиша / Фестиваль

С 18 по 23 июля в Санкт-Петербурге пройдут концерты IV фестиваля «Музыкальные академии в Базилике Св. Екатерины» — авторского проекта народного артиста России, скрипача, художественного руководителя и главного дирижера Симфонического оркестра Санкт-Петербурга Сергея Стадлера.

«Вокруг евангелиста святого Иоанна» — такова заглавная музыкальная и философская тема проекта, связавшая в единый культурологический сюжет все четыре предстоящих вечера в базилике святой Екатерины Александрийской. В исполнении музыкантов Симфонического оркестра Санкт-Петербурга и артистов «Петербург-концерта» — вокалистов и ансамбля солистов «Рождество» — прозвучат кантатно-ораториальные и инструментальные сочинения Баха, а также духовные произведения других композиторов — современников и последователей великого творца эпохи барокко.

18 июля в исполнении Симфонического оркестра Санкт-Петербурга под управлением Сергея Стадлера в базилике святой Екатерины Александрийской прозвучат «Страсти по Иоанну». С момента первого же исполнения этого монументального творения Баха — в Страстную пятницу 1724 года в церкви святого Николая в Лейпциге — его судьба, в отличие от «Страстей по Матфею», сложилась незаслуженно скромно: этот музыкальный шедевр как будто опередил свое время и долго оставался в тени. А между тем партитура «Страстей по Иоанну», наполненная проникновенными ариями, напряженными хоровыми сценами, драматическими диалогами и возвышенными оркестровыми хоралами, поражает величием замысла и глубиной содержания, актуального для человека любой конфессии.

В программе музыкального вечера 20 июля — скрипичные концерты Баха. С шести лет он начал заниматься музыкой, и первым инструментом, к освоению которого приступил, стала скрипка. Именно с ней было связано и вступление в профессию: некоторое время Бах занимал должность придворного скрипача в капелле Веймара. С ней великий композитор, поклонник музыкального гения Антонио Вивальди и Арканджело Корелли, не расставался до конца жизни, музицируя и создавая произведения разных жанров, среди которых сонаты, партиты и концерты. В скрипичных концертах Баха — восхитительных образцах этого жанра — сплав виртуозного мастерства и сильнейшей эмоции завораживает и возвращает к этой музыке вновь и вновь.

Центральным произведением фестивального вечера 22 июля станет Magnificat, завершенный Бахом в 1735 году. В основе сочинения, созданного для солистов, хора и оркестра специально для рождественской службы, текст Евангелия от Луки, который открывается словами «Величит душа моя Господа».

Немецким композитором Карлом Генрихом Грауном написано довольно много произведений, но известен он, прежде всего, как автор кантаты «Смерть Иисуса», фрагменты которой будут также представлены в программе. Начиная с 1755 года сочинение ежегодно исполнялось в Берлине на протяжении практически семидесяти пяти лет, а также с огромным успехом звучало в других европейских странах вплоть до середины XIX столетия.

«Страсти по Иоанну» — масштабное творение Софии Губайдулиной, фрагмент из которого прозвучит, написано в 2000 году к 250-летию со дня кончины Баха и впервые исполнено в Штутгарте. Композитор самостоятельно приняла решение, на текст какого евангелиста будет создавать партитуру. Свой выбор Губайдулина пояснила так: «...Иисус мне ближе всего такой, каким он описан у Иоанна».

Завершится фестиваль 23 июля: названием для заключительного концерта послужила известная церковная кантата Баха «Проснись, зови к нам голос», арии из которой прозвучат в программе. Также в концерте будут исполнены сочинения трех композиторов, творивших в конце XIX — середине XX веков: «Траурная музыка» Пауля Хиндемита, «Просветленная ночь» Арнольда Шёнберга и «Хвала бессмертию Иисуса» из «Квартета на конец времени» Оливье Мессиана — подлинные шедевры, вдохновленные строками и пророчествами из евангельских текстов и устремленной к небесам музыкой эпохи барокко.