Top.Mail.Ru

Усадьба Александра Васильевича Кокорева

showcase image

Пока нет возможности пригласить вас на офлайн-экскурсии, знакомим с интересными фактами о Петербурге. Сегодня мы представляем вашему вниманию фрагмент экскурсии Елены Сафиной, ведущего библиографа и сотрудницы краеведческого отдела Центральной районной библиотеки им. Д. Н. Мамина-Сибиряка. Елена Ивановна рассказывает об усадьбе Кокорева в Царском Селе и об истории семьи, которой принадлежал этот особняк.

По сей день Московскую улицу города Пушкина украшает особняк эпохи Серебряного века. Я думаю, каждый, кто проходит мимо него, всегда обращает внимание на это несколько мрачноватое, необычное по своей архитектуре здание. Это бывшая усадьба Александра Васильевича Кокорева. Дом был построен в 1859 году, а в 1901-1904 годах подвергся радикальной перестройке по проекту архитектора Сильвио Данини, который расширил и заново оформил здание, в облике которого сочетаются черты псевдоготики и модерна. Многие элементы здания уже безвозвратно потеряны. Например, утрачена башня с шатром на правом углу фасада над входом.

Владелец особняка Александр Кокорев был старшим сыном купца первой гильдии Василия Александровича Кокорева, одного из богатейших людей в России XIX века, владельца огромных земельных угодий и колоссального состояния, предпринимателя, мецената, коллекционера и почетного члена Академии художеств. Василий Кокорев принадлежал к старообрядцам поморского толка, и был известен не только своим громадным капиталом, который он заработал собственным упорным трудом, но и своими экономическими работами.

Следует заметить, что в дореволюционной России старообрядцы традиционно занимались коммерцией и всегда очень успешно, а также часто увлекались и гуманитарными науками, причем их научные изыскания зачастую опережали свое время. Например, в старообрядческой богословской книге «Поморские ответы», созданной в начале XVIII века, впервые в русской истории был проведен палеографический анализ исторического документа. Кокорев тоже принадлежал к старообрядцам-поморцам, но его научные интересы лежали в сфере экономики и финансов. В ряде своих статей Василий Кокорев не только предлагал рабочие и реалистичные схемы развития отечественной экономики, но и одним из первых в России выступал за отмену крепостного права. Уже после своей смерти Кокорев получил даже неформальное прозвище «кандидат в министры финансов».

Многие публикации Кокорева остаются актуальными и в наши дни. Например, в одной из своих статей Кокорев так охарактеризовал состояние отечественной экономики: «Печалование о расстройстве русских финансов объемлет в настоящее время все сословия; все чувствуют, как в наших карманах тают денежные средства и как неуклонно мы приближаемся к самому мрачному времени нужд и лишений».

Но не будем о грустном. Хотелось бы рассказать о Василии Кокореве, коллекционере и меценате. Именно ему Россия обязана созданием одного из первых общедоступных художественных музеев. Ведь такие купцы и были основой для расцвета русского искусства в то время. Собирать коллекцию художественных произведений В. А. Кокорев начал, по всей вероятности, в 1840-е годы. Вскоре в ней уже насчитывалось около пятисот произведений русской и западноевропейской школ. Преобладали полотна ведущих русских мастеров: Левицкого, Боровиковского, Брюллова. Произведения западноевропейской школы были не столь многочисленны, зато являли собой работы таких всемирно признанных мастеров, как Ван Дейк, Брейгель, Г. Терборх, Н. Пуссен, Ж. Б. Грез, К. Тройон и др. Как по числу произведений, так и по их художественному достоинству личное собрание Кокорева приближалось к музейному. Сознавая это, владелец приступил к созданию общедоступного художественного музея. Надо заметить, несмотря на отсутствие художественного образования вкус у Кокорева был безупречен.

26 января 1862 года Кокоревская галерея была открыта для посетителей. Открылась она в Москве в Трехсвятительском переулке. После смерти Василия Александровича Кокорева в 1889 году особняк перешёл М. Ф. Морозовой. Здесь рос Савва Морозов.

Экспозиция Кокоревской галереи была построена по историческому и монографическому принципам. Полотна западноевропейских художников размещались в двух залах и составляли два раздела — «древнейший» (XVI–XVIII вв.) и «новейший» (XIX в.).

Собрание русской школы открывалось произведениями XVIII в. Здесь были собраны парадные портреты — полотна Д. Г. Левицкого, В. Л. Боровиковского). В соседнем зале были выставлены произведения, изображавшие будничные сцены из жизни простых людей — картины А. Г. Венецианова, А. В. Тыранова, Н. А. Заваруева, Л. К. Плахова, Н. Е. Сверчкова. Следом шел пейзажный зал, где царили И. К. Айвазовский (24 работы) и А. П. Боголюбов (11 картин).

Коллекция картин Карла Брюллова размещалась в нескольких залах, являясь предметом особой гордости владельца галереи. Василию Александровичу удалось приобрести свыше сорока произведений этого выдающегося русского живописца.

Кокорев считал, что картины Брюллова из его коллекции давали полное представление о постепенном развитии таланта художника. Здесь были копии с известных полотен мастера «Итальянское утро» и «Итальянский полдень» (подлинники украшали царские особняки), но копии, выполненные учеником Брюллова А. Корицким. Тут же экспонировались эскизы самого Карла Павловича. Украшением галереи служили брюлловские шедевры — «Портрет графини Ю. П. Самойловой, удаляющейся с бала» и «Портрет сестер Шишмаревых».

В каждом зале имелись объяснения сюжетов картин. Стремившийся ни в чем не уступать музеям Западной Европы, Кокорев приобрел для своей галереи специальные «жестяные очки» и увеличительные стекла для рассматривания картин вблизи.

Кокорев считал, что галерея должна стать не только художественным, но и заметным просветительским центром. С этой целью был устроен вместительный зал для чтения бесплатных публичных лекций. Интерьеры лекционного зала и располагавшегося рядом трактира напоминали традиционное убранство русской избы. Трактир являлся для москвичей того времени своего рода клубом, привычным местом для общения и встреч.

Во многом благодаря Кокореву многие картины тогда не разошлись по разным собраниям. Художники получали возможность заниматься творчеством без финансовых затруднений. Кокорев собрал около двух сотен работ русских мастеров. Он часто балансировал на грани банкротства, но никогда не распродавал коллекцию по частям. А когда он все же разорился, большую часть полотен приобрел у него тогда еще будущий император Александр III, который, как известно, учредил позже Русский музей — именно туда было передано всё собрание.

Василий Кокорев умер в Петербурге 22 апреля (4 мая по н. с.) 1889 года от болезни сердца. Приехавшие с его родного Севера поморы вынесли из роскошного особняка на Садовой долбленый дубовый гроб без единого гвоздя — и на руках донесли до Малой Охты, до кладбища. Могила Василия Кокорева на Малоохтинском кладбище в Петербурге сохранилась по сей день.

После смерти мужа его вдова унаследовала огромное состояние и жила с дочерью и зятем в основном в Ушаках, а также в Петербурге на Тверской улице. После того как 17 апреля 1905 года вышел закон, снимавший все ограничения на строительство храмов старообрядцами, Вера Ивановна построила там же, на Тверской улице, старообрядческий храм. Он сохранился до наших дней, сейчас используется Невской старообрядческой поморской общиной Петербурга. А вот судьба особняка сына Василия Кокорева на Московской улице города Пушкина внушает тревогу всем неравнодушным к истории и культурному наследию нашей страны.

Елена Сафина, ведущий библиограф и сотрудница краеведческого отдела ЦРБ им. Д. Н. Мамина-Сибиряка