Храм

Владимирский собор

Адрес

Владимирский проспект, 20

Категория

Храмы

Ежедневно

Год постройки

1761—1769

Архитектор

Хр. Кнобель, П. А. Трезини, Дж. Кваренги, А. И. Мельников, Ф. И. Руска, А. Л. Гольм

Стиль

переходный от барокко к классицизму

Собор Владимирской иконы Божией Матери принадлежит к архитектурным памятникам второй половины XVIII века. Как и многие петербургские храмы, нынешний собор возник на месте деревянной предшественницы. Заложенная и освященная в 1747 году деревянная церковь в честь Владимирской иконы Божией Матери в известном смысле стала прототипом для последующего церковного строительства в северной столице.

В 1756 году императрица Елизавета Петровна, уступив просьбам прихожан, разрешила обывателям придворных слобод собирать деньги на строительство каменного храма. Планы и чертежи новой церкви были готовы уже в 1759 году, но к закладке фундамента приступили только в 1761 году. Церковь была окончательно устроена и освящена в 1783 году. В том же году по проекту архитектора Джакомо Кваренги было закончено строительство отдельно стоящей трёхъярусной колокольни. Архивные документы не сохранили имя автора проекта каменного храма. Преданием первоначальный проект приписывается Ф. Б. Растрелли.

По своей архитектуре собор представляет собой двухъярусное крестово-купольное, четырехстопное, пятиглавое, двухэтажное здание, с тремя притворами и апсидой. Основной объем собора имеет в плане форму квадрата со срезанными углами. С запада к основному объему примыкает помещение трапезной и притвор с лестницами, ведущими на второй этаж. Купола храма покоятся на высоких круглых барабанах, увенчанных луковицами. Средний барабан увенчан куполом колоколообразной формы. Наружное убранство храма выполнено в стиле барокко. Фасады декорированы коринфскими колоннами, оконные проемы оформлены лепным декором, а северный и южный фасады — разорванными лучковыми арками. На северо-западном и юго-западном углах участка расположены каменные часовни, также выполненные в стиле барокко. К северу от здания собора находится колокольня, фасады которой решены в стиле классицизма.

Собор и колокольня играют большую градостроительную роль. Монументальное по своим размерам здание Собора Владимирской иконы Божией Матери замыкает перспективу Загородного проспекта и поныне сохраняет значение архитектурной доминанты района Владимирской площади.