Top.Mail.Ru

Мост

Старо-Калинкин мост

Категория
Мосты
Ежедневно
Год открытия
1733 (деревянный), 1788 (каменный)
Река
Фонтанка
Длина моста, м
65,6 метров
Ширина моста, м
30 метров
Архитекторы
Ж-Р. Перроне
Инженеры
И.К. Герард и П.К. Сухтелен

С 1733 года здесь существовал деревянный трехпролетный мост длиной около 250 метров с подъемным разводным пролетом. Название Калинкин было официально присвоено переправе 20 августа 1739 года. Происходит оно от находившейся в этих местах Калинкиной деревни (ижорское название – Кальюла или Kallina).

В 1780-х годах началось строительство гранитной набережной реки Фонтанки, работами руководил инженер-полковник И.К. Герард. Согласно Генеральному плану переустройства Фонтанки, с 1782 по 1788 год было построено семь мостов: Симеоновский, Аничков, Чернышёв, Обуховский, Измайловский, Семеновский и, наконец, Калинкин.

Мосты возводились по типовому проекту французского архитектора Жана-Родольфа Перроне. Строительством Калинкина моста руководили инженеры И.К. Герард и П.К. Сухтелен. Работы начались в 1786 году и завершились в 1788 году, о чем свидетельствуют памятные доски на башнях моста.

Как и остальные типовые мосты на реке Фонтанке, Калинкин мост представлял собой трехпролетное каменное сооружение с деревянным двукрылым разводным пролетом в центре и каменными арками по бокам. Опоры моста — каменные, облицованы гранитом. На опорах снизу были построены треугольные гранитные ледорезы, а сверху — четыре гранитные башни, в которых находились подъемные механизмы. Мост разводился вручную с помощью цепей.

Тротуары от проезжей части отделялись гранитными бордюрами, у въездов на мост были установлены обелиски с фонарями, а у парапетов на открылках моста — гранитные скамьи.

В конце 1880-х годов возросло движение через реку Фонтанку, и переправу пришлось расширить. При этом часть архитектурного декора была утрачена. В 1965 году по инициативе Ленмосттреста был восстановлен исторический облик Старо-Калинкина моста. Архитектор И.Л. Бенуа разработала проект реставрации на основе архивных материалов и изображений моста в живописи. На мост вернулись скамьи, бордюры вдоль тротуаров и круглые обелиски на въездах.

Содержание и обслуживание моста осуществляет СПб ГБУ «Мостотрест».

Со Старо-Калинкиным мостом связаны городские легенды, благодаря упоминанию его в повести Н.В. Гоголя «Шинель». Именно здесь по ночам прохожим являлся покойный Акакий Акакиевич, «сдирающий со всех плеч, не разбирая чина и звания, всякие шинели…»