Достопримечательность

Шапель

Адрес

г. Пушкин, Александровский парк

Ежедневно

09:00 – 19:00

Год постройки

1825–1828 гг.

Архитектор

А. А. Менелас

Стиль

псевдоготика

Павильон «Шапель» (от франц. chapelle — капелла) сооружен на окраине Александровского парка в 1825–1828 годах в виде готической капеллы, разрушенной временем.

Как и другие «готические» сооружения Александровского парка, Шапель была построена по проекту Адама Менеласа. Она представляет собой две квадратные в плане башни, одна из которых полностью «обвалилась», и соединяющую их широкую арку. Для усиления «готического» образа в окно установили цветные стекла, и проникавший сквозь них свет озарял призрачным мерцанием интерьер с фигурами ангелов у основания сводов. Эти фигуры выполнены Василием Демут-Малиновским. Статую Христа, находившуюся в Шапели (ныне — в собрании Государственного Эрмитажа), приобрела у известного немецого скульптора Иоганна Генриха фон Даннекера вдовствующая императрица Мария Федоровна и подарила своему сыну императору Александру I.

После революции Шапель открыли для посещения как музейный объект, но в начале 1930-х закрыли в связи с низкой посещаемостью. С 1931 года до Великой Отечественной войны в Шапели располагались жилые квартиры. В годы войны павильон получил многочисленные повреждения, особенно пострадала кровля башни. В первые послевоенные годы из-за полного отсутствия материалов и возможности провести ремонт повреждения усугубились. В 1950–1951 годы были произведены консервационные работы, в том числе капитальный ремонт кровли. Вопрос о реставрации и капитальном ремонте Шапели ставился неоднократно, но в течение нескольких десятилетий ни один проект реставрации не удалось реализовать.

В 2011 году было выполнено комплексное обследование здания, в 2014-м — проведена историко-культурная экспертиза проекта. Первоочередные ремонтно-реставрационные работы провели в 2015–2016 годах, а в 2017 году реставрация павильона продолжилась.  Специалисты выполнили большой объем работ, в том числе ремонт конструктивных элементов здания, реставрационные работы по шатру башни, восстановление интерьера капеллы. В интерьере произведена реставрация лепного готического свода и консервация подлинного живописного декора.

Крышу павильона изначально украшал флюгер в форме петушка, выполненный из меди, — символ отречения апостола Петра. На флюгере были следы от пуль времен Великой Отечественной войны, а хвост полностью утрачен. На кровле установили копию петушка, в основание которого, перед установкой на крышу, в июле 2018 года сотрудники музея заложили капсулу с посланием потомкам. Интерьер часовни украшает роспись, имитирующая «готические» окна и ткань со светло-голубым бордюром. Реставраторы провели консервацию сохранившихся фрагментов живописи, места полных утрат затонировали.

Потолок основного помещения капеллы имеет веерный свод, характерный для английских позднеготических построек. При его расчистке реставраторы обнаружили исторический колер. После чего было принято решение места значительных утрат затонировать в исторический цвет.

Взамен статуи Спасителя, находящейся теперь в собрании Эрмитажа, в Шапели установлена скульптура великой княгини Александры Николаевны (Адини), дочери императора Николая I, работы Ивана Витали. Скульптура происходит из утраченной Малой Шапели, которая находилась на берегу Ламского пруда; последние десятилетия она хранилась в фондах музея.