Архитектурный ансамбль
Новый Эрмитаж, часть музейного комплекса Государственного Эрмитажа, — первое в России здание, специально построенное для художественного музея.
Музей был создан по инициативе Екатерины II. Для размещения ее богатой коллекции европейской живописи в 1771 году было принято решение приступить к постройке Эрмитажа. Здание возводилось в течение многих десятилетий и было закончено только при Александре Первом.
В 1837 году пожар нанёс огромный ущерб Зимнему дворцу, после чего Николай I повелел восстановить свою главную резиденцию в кратчайшие сроки — к пасхальным праздникам 1839 года. Сразу после восстановления дворца встал вопрос о строительстве нового здания для Эрмитажа.
Этот великолепный памятник архитектуры был возведен в 1842–1852 годах по проекту немецкого архитектора Лео фон Кленце, выдающегося знатока античности и главного создателя стиля мюнхенского эллинизма, который в России называли стилем неогрек. Фасады здания выполнены с использованием античных мотивов и всемирно известны своим портиком с десятью гигантскими статуями атлантов.
Строительством Нового Эрмитажа руководили архитекторы В.П. Стасов и Н.Е. Ефимов. Скульптуры, поддерживающие балкон, изготовил по эскизам Л.фон Кленце скульптор А.И. Теребенев. Прототипом атлантов стали фигуры, украшавшие древний храм Зевса в Акраганте на острове Сицилия. А в нишах западного фасада и угловых павильонов установлены статуи художников античности, а также Микеланджело, Рафаэля, Леонардо да Винчи, Бенвенуто Челлини, Тициана, Корреджио, Рубенса, Рембрандта, Дюрера.
Торжественное открытие Нового Эрмитажа состоялось 5 февраля 1852 года.
В 2016 году был открыт Шуваловский проезд — сквозной проход между Миллионной улицей и Дворцовой набережной между зданиями Малого и Нового Эрмитажа. Здесь расположен отдельный вход в музей для посетителей с электронными билетами.