Мост

Нижний Лебяжий мост

Категория
Мосты
Ежедневно
Год открытия
1733 (деревянный), 1836 (каменный), 1925 (железобетонный)
Река
Лебяжья канавка
Длина моста, м
12,5 метров
Ширина моста, м
30,4 метров
Архитекторы
П.П. Базен, А.Д. Гетман

Мост перекинут через Лебяжью канавку в том месте, где она впадает в реку Мойку, и почти примыкает к 1-м Садовому мосту.

Лебяжья канавка была прорыта в 1711–1719 годах и первоначально носила название Летний канал, по Летнему саду. Затем канал переименовали, так как на нем стали селиться лебеди из искусственных прудов Летнего сада.

В то время через канал было переброшено четыре деревянных моста, один из них – Нижний Лебяжий, построенный по проекту голландского мастера Германа ван Болеса.

В декабре 1836 года по проекту инженеров П.П. Базена и А.Д. Гетмана в устье Лебяжьей канавки началось строительство новой, каменной, переправы. Через полгода здесь был сооружен однопролетный арочный мост. Построили его быстро, но, видимо, не очень качественно, поэтому в течение XIX и XX веков мост ремонтировали и перестраивали множество раз.

В конце XVIII — начале XIX века мост назывался 1-й Царицынский, по расположенному рядом Царицыну лугу. Современные названия Верхний и Нижний Лебяжий мосты известны с 1849 года.

К началу XX века состояние Нижнего Лебяжьего моста было признано аварийным, и в 1925 году его перестроили по проекту Б.Д. Васильева и А.Д. Саларева. Кирпичный свод заменили железобетонным. Отреставрировали чугунные перила моста. После реконструкции исторический облик Нижнего Лебяжьего моста не изменился.

Интересны перила моста — чугунные решетки на чугунных тумбах, выполненные по рисунку, который приписывают архитектору Карло Росси. Содержание и обслуживание моста осуществляет СПб ГБУ «Мостотрест».