Музей
Санкт-Петербургская Академия художеств была учреждена решением Сената 6 ноября 1757 года в царствование императрицы Елизаветы Петровны по инициативе М.В. Ломоносова и известного просветителя того времени И.И. Шувалова. Именно Шувалов пригласил из-за границы педагогов, набрал первых учеников и в 1758 году подарил Академии свою художественную коллекцию, положив этим начало библиотеке и будущему музею.
В 1764 году Екатерина II даровала Императорской Академии художеств Привилегию. В том же году по проекту архитектора Ж.Б. Валлен-Деламота и А.Ф. Кокоринова началось строительство каменного здания Академии на берегу Невы, которое завершилось в 1788 году. Здание Академии художеств — выдающийся памятник архитектуры раннего классицизма в России. Домовая церковь Академии, Рафаэлевский и Тициановский залы отделаны в 1830-е годы по проекту К.А. Тона.
В разные годы Академию окончили такие выдающиеся живописцы как К.П. Брюллов, И.Е. Репин, В.Д. Поленов, В.И. Суриков, архитекторы А.Н. Воронихин, Н.Л. Бенуа, К.А. Тон и многие другие известные художники, скультпторы, архитекторы.
Вплоть до начала XX века Академия являлась единственным в России высшим художественным учебным заведением. Она была центром художественного просвещения, активно влияла на развитие всех видов искусства, содействовала формированию музейных коллекций, вела большую научно-исследовательскую работу, проводила выставки и конкурсы.
Сегодня в здании Академии художеств на Университетской набережной находятся Институт живописи, скульптуры и архитектуры имени И.Е. Репина, научно-методическая библиотека и музей Российской Академии художеств.
Возникнув в середине XVIII века одновременно с Академией художеств, музей превратился в уникальное художественное собрание не только в России, но и в мире. Здесь собраны рисунки, гравюры, картины русских и западноевропейских мастеров, а также слепки с произведений античной и европейской скульптуры, служившие моделями для рисования.
Постоянные экспозиции Научно-исследовательского музея развернуты в трех этажах «циркуля» - внутреннего концентрического корпуса здания Академии. Галереи, «обегающие» внутренний круглый двор здания представляют собой уникальное экспозиционное пространство.
Первый этаж занят отделом слепков, представляющим шедевры античной скульптуры, а также модели архитектурных памятников античности, выполненные в XVIII веке из пробки. Постоянная экспозиция второго этажа, названная «Академический музеум», представляет картины из исторического собрания музея.
Размещенная в третьем этаже экспозиция «Архитектура Петербурга XVIII-XIX вв. в моделях, рисунках и чертежах», знакомит с работами выдающихся зодчих прошлого. Исключительный интерес представляют уникальные проектные модели Смольного монастыря, Исаакиевского собора, Михайловского замка, Биржи и др.
В Парадных залах экспонируются исполненные в XIX веке копии произведений итальянских мастеров XVI-XVIII вв., среди которых интересны копии картин Тициана и росписей Рафаэля в Ватиканском дворце. Здесь же проводятся выставки произведений отечественных и зарубежных художников разных эпох.