Музей
Музей, расположенный в историческом центре Петербурга, рассказывает о бурных и трагических событиях прошлого, революциях и войнах, изменивших судьбу России.
Государственный музей Революции был создан решением Петроградского Совета рабочих и красноармейских депутатов от 9 октября 1919 года. Музею выделили самое исторически значимое место в столице нового государства – Зимний дворец, который был тогда Дворцом Искусств.
11 января 1920 года торжественно открылась первая выставка Музея Революции. На церемонии открытия выступили нарком просвещения Анатолий Луначарский и председатель Петросовета и глава Коминтерна Григорий Зиновьев, который, как писала «Петроградская правда», «указал на совпадение открытия Музея Революции с днем падения последней цитадели контрреволюции — Ростова на Дону».
Музей находился в Зимнем до 1946 года; в 1957 году он обосновался в бывшем особняке Кшесинской на Петроградской стороне.
Сегодня музей, которому больше 100 лет, хранит многие свидетельства политической жизни российского общества с конца XVIII по начало XXI века. В коллекции музея — документы о законодательной деятельности Екатерины II, экспонаты об эпохе Великих реформ Александра II, о реформаторской деятельности С.Ю. Витте, П.А. Столыпина, о трех российских революциях. Уникальные материалы раскрывают деятельность высших государственных органов Российской империи, СССР, Российской Федерации.
Центральная экспозиция «Человек и власть в России в XIX – XXI столетиях» отражает ключевые события российской политической истории двух веков. Герои экспозиции «Советская эпоха: между утопией и реальностью» – партийные лидеры и ударники труда, сотрудники НКВД-КГБ и заключенные ГУЛАГа, диссиденты и представители андеграунда. Воссоздана рабочая комната В.И. Ленина, с балкона которой он выступал в 1917 году.
Здания музея – два архитектурных памятника в стиле модерн, особняки балерины Кшесинской и барона Бранта.
Особняк прима-балерины Мариинского театра Матильды Феликсовны Кшесинской построен в 1904-1906 годы архитектором Александром Ивановичем фон Гогеном. Здание особняка привлекает свободной асимметричной композицией, строгой элегантностью, графической четкостью, разнообразием форм и богатой палитрой отделочных материалов; это своего рода эталон стиля модерн.
Особняк предпринимателя Василия Эммануиловича Бранта построен в 1909-1910 годы по проекту крупнейшего петербургского архитектора конца XIX- начала XX вв. Роберта Фридриха Мельцера.