Достопримечательность
8 ноября 1833 года балетом «Амур в деревне» и водевилем В. Каратыгина «Знакомые незнакомцы» открылся Михайловский театр в Санкт-Петербурге.
Блестящая история Михайловского театра началась с выбора архитектора здания. Им стал знаток искусств Александр Павлович Брюллов, который вписал театр в сложившийся ансамбль Михайловской площади, созданный Карлом Росси.
Площадь, организованную вокруг Михайловского дворца, по замыслу Росси, окружали трехэтажные жилые дома. Поэтому Брюллов придал театру облик жилого дома. О том, что за скромным фасадом скрывается театр, можно догадаться лишь по крыше, где за куполом над зрительным залом видна высокая коробка сцены. Весь блеск императорского театра заключен внутри: серебро и бархат, зеркала и хрусталь, живопись и лепнина.
Зрительный зал имел в плане подковообразную форму. Четыре зрительных яруса опирались на тонкие чугунные колонны и кронштейны. Полихромные орнаменты плафонов и стен воспроизводили мотивы помпейских росписей.
В 1859 году архитектор Альберт Кавос, отвечавший за городские музыкальные театры, перестроил здание, расширил сцену и надстроил пятый ярус в зрительном зале. В интерьерах появилась элементы барокко — лепнина, кариатиды над авансценой. Именно тогда в Михайловском театре появился плафон итальянского художника Джованни Бузатто «Победа сил просвещения и наук над темными силами невежества». Эти интерьеры сохранились до нашего времени.
В театр съезжался весь петербургский свет, включая двор и императорскую семью. На сцене театра выступали французская и немецкая труппы, а за дирижерским пультом не раз стоял маэстро Иоганн Штраус. После революции 1917 года иностранные актеры были вынуждены покинуть страну, и для Михайловского театра остро встал вопрос формирования собственной труппы.
6 марта 1918 года театр открыл новый сезон в роли второго государственного оперного театра Петрограда; в 1920 году театр получил название Государственного академического театра комической оперы; в 1921 году он был переименован в Малый академический театр, а в 1926 году — в Ленинградский академический Малый оперный театр (МАЛЕГОТ). На его сцене шли оперы «Нос» и «Леди Макбет Мценского уезда» Дмитрия Шостаковича, новаторская «Пиковая дама» Всеволода Мейерхольда, после войны Малый театр оперы и балета впервые в мире поставил «Войну и мир» Сергея Прокофьева.
В 1989 году театр получил имя Модеста Петровича Мусоргского, а на сцене главенствующую роль заняла русская классика. В XXI веке театру возвратили его историческое название, и сегодня оно звучит так: Санкт-Петербургский государственный академический театр оперы и балета им. М.П. Мусоргского — Михайловский театр.