Мост

Литейный мост

Категория

Мосты

Ежедневно

Год открытия

1879

Река

Нева

Длина моста, м

394

Ширина моста, м

34,6

Архитекторы

К.К. Рахау

Инженеры

А.Е. Струве

Литейный мост — второй (после Благовещенского) постоянный разводной мост через Неву. Он соединил Литейную часть с Выборгской стороной.

Первая переправа в этом месте была наплавной. В 1786 году в створе Воскресенской улицы, чуть выше по течению, был наведен Воскресенский плашкоутный мост. В 1850 году его расположили по оси Литейного проспекта и назвали Литейным — по Литейному двору.

12 апреля 1865 года наплавной мост был сорван ледоходом, и городские власти проняли решение о строительстве постоянного. Конкурс на разработку проекта постоянного Литейного моста объявили в 1871 году. Были рассмотрены 16 проектов. Окончательную версию дорабатывала команда инженеров под руководством Е. А. Струве.

30 августа (11 сентября) 1875 года началось сооружение переправы. Строители столкнулись с целым рядом сложностей. Дело в том, что на этом участке Нева достигает максимальной глубины — 24 метра, а донные грунты представляют собой илистую глину с плохой несущей способностью. Поэтому для сооружения фундаментов опор были выбраны кессоны размером 36,02 × 15,61 м — самые большие кессоны из всех, применявшихся когда-либо в России.

16 сентября 1876 года в кессон, где работали 28 человек, из-за резкого оседания опоры ворвался полужидкий грунт, и пятеро рабочих погибли. Год спустя, 9 сентября 1877 года, в одном из кессонов произошел взрыв, находившиеся внутри рабочие были убиты взрывом или утонули. Летом 1878 года оттуда были извлечены тела 20 человек. Все эти катастрофы задержали строительство (мост открыли с опозданием на месяц) и вызвали дополнительные расходы. Стоимость работ возросла в полтора раза по отношению к проектной и составила 5,1 млн. рублей.

Новый мост был торжественно открыт 30 сентября 1879 года. Переправу назвали мост Императора Александра II. Имя быстро сократилось до Александровского моста, а после 1917 года исчезло вовсе, так и не вытеснив первоначального названия – Литейный.

Переправа представляет собой металлическое шестипролетное сооружение с разводным пролетным строением поворотного типа у левого берега Невы. Крылья моста весом 3225 тонн приводились в движение мощной водяной турбиной, которая работала от водопровода. Подобная система стала первой в мировой практике мостостроения. Еще одно новшество — фонарные столбы с электрическими «свечами» Яблочкова:  Литейный мост стал первым мостом с электрическим освещением.

 

На комфортабельных однопалубных и двухпалубных теплоходах
30
экскурсионных круизов по Неве, рекам и каналам
Купить билет

Когда был открыт Волго-Балтийский водный путь, Литейный мост пришлось полностью перестроить. Реконструкция проходила в 1966-1967 годах, во время ремонта действовала паромная переправа через Неву.

В результате реконструкции старый поворотный разводной пролет Литейного моста заменили раскрывающимся и передвинули ближе к центру, где Нева глубже. Теперь крылья моста при разводке поднимаются вверх. Вдоль набережной под мостом оборудовали пешеходные дорожки и гранитные спуски к Неве, а на подходах к мосту — двухуровневые транспортные развязки.

Решетка Литейного моста относится к памятникам архитектуры регионального значения. Чугунное перильное ограждение отлито по проекту архитектора Карла Рахау. В центре каждой секции перил изображен картуш — щит с гербом города, его держат две полуобнаженные русалки. Решетка состоит из 280 секций и 560 русалок, за что в народе Литейный мост прозвали «мостом тысячи грудей».

Обслуживанием и содержанием Литейного моста занимается СПб ГБУ «Мостотрест».

Мост окутан легендами и считается одним из самых загадочных мостов Петербурга. По преданию, на месте переправы когда-то стоял «мост-оборотень», под которым в безлунные ночи образовывался черный водоворот — он затягивал людей, а из водоворота вылезала нечистая сила. По другой легенде на дне Невы лежит кровавый валун, на котором в глубокой древности приносили человеческие жертвы. Говорят, что камень, прозванный в народе Древним Атаканом, мстит людям — именно с ним связывают множество погибших рабочих на строительстве Литейного моста в 1870-е годы. На самом же деле, скорее всего, аномальные явления тут ни при чем, просто Литейный мост построен на самом глубоководном и сложном участке Невы. 

Гуляя по городу в пору петербургских белых ночей, постарайтесь пройти по Литейному проспекту в сторону Невы во время разводки моста: перед вами откроется незабываемая, мистическая картина.