Мост
Этот мост — одна из «визитных карточек» Санкт-Петербурга: силуэт Петропавловской крепости между крыльями разведенного моста на фоне белой ночи можно встретить на многочисленных открытках и в альбомах, посвященных городу на Неве. Полюбоваться этим романтическим видом в Петербург каждый год едут миллионы туристов.
Мост, соединяющий Дворцовую набережную (Адмиралтейский остров) со стрелкой Васильевского острова, был открыт в декабре 1916 года. До этого на том же месте использовался наплавной (плашкоутный) мост. Мост назвали Дворцовым, поскольку он вел к Зимнему дворцу и Дворцовой площади.
Авторы проекта – инженер-мостостроитель А.П. Пшеницкий и архитектор Р.-Ф. Мельцер. Строительство велось около 5 лет: из-за Первой Мировой и наводнения весной 1914 года оно сильно затянулось.
Из-за войны мост был сдан без архитектурной отделки, хотя по проекту она планировалась очень пышной. Перила, фонари, павильоны управления — все это сделали уже при советской власти, когда мост носил имя Республиканский. Так, чугунная решетка со звездами и знаменами появилась только в 1939 году.
Переправа представляет собой невероятно сложное, уникальное инженерное сооружение, состоящее из пяти металлических пролетов, с большим разводным пролетом посередине. Разводной пролет моста — один из крупнейших в мире. При разведении Дворцового моста расстояние между «крыльями» центрального пролета составляет почти 57 метров. По сложности конструкции и механизмов, задействованных в нем, мост признан одним из самых значительных не только в отечественном, но и мировом мостостроении.
В последние десятилетия Дворцовый мост неоднократно ремонтировали и модернизировали, не нарушая при этом исторический облик сооружения. Последняя реконструкция моста, когда исчерпавшая свой ресурс старая электромеханическая система разводки была заменена современной гидравлической системой, завершилась в 2013 году.
Дворцовый мост — объект культурного наследия РФ. Содержанием и обслуживанием моста занимается СПб ГБУ «Мостотрест».