Достопримечательность
Здание тяговой подстанции на набережной Фонтанки рядом с цирком Чинизелли — яркий пример архитектуры супрематизма (искусство авангарда, основанное Казимиром Малевичем). Оно было возведено в 1932 году по экспериментальному проекту, разработанному еще в 1920-е годы. Авторство проекта приписывают ленинградскому архитектору Раисе Кохановой.
Небольшое одно-двух-трехэтажное строение, чуть вдвинутое вглубь за «красную линию», — редкий для исторического центра Петербурга образец производственного сооружения, решенного в приемах конструктивизма.
Широкую известность подстанции принесла ее работа в годы блокады Ленинграда. Трамваи и троллейбусы в те годы были главным видом ленинградского транспорта: сеть из 42 маршрутов общей длиной более 400 км покрывала весь город и уходила в пригороды. Но 8 декабря 1941 года электричество было внезапно отключено, и вагоны остановились прямо на улицах. Множество замерзших трамваев и троллейбусов стали частью блокадного пейзажа.
Всю страшную зиму 1941-42 годов трамваи стояли, а весной 1942 года, как только это стало возможным, три ленинградских тяговых подстанции дали ток. 8 марта по городу пошли грузовые, а 15 апреля — пассажирские трамваи. Первой заработала подстанция на Фонтанке, и именно она признана главным мемориалом блокадного трамвая. Об этом напоминает мемориальная доска на фасаде.
Много лет подстанция обеспечивала напряжением троллейбусную и трамвайную сеть центра города. Весной 2014 года она была отключена и выведена из эксплуатации. Здание планировали снести и построить на его месте отель, но благодаря усилиям градозащитников блокадную подстанцию удалось сохранить. Она признана объектом культурного наследия регионального значения.