Мост

Благовещенский мост

Категория

Мосты

Ежедневно

Год открытия

1850

Река

Большая Нева

Длина моста, м

350

Ширина моста, м

38

Архитекторы

С. Кербедз, А.П. Брюллов

Благовещенский мост  соединяет два петербургских острова – Васильевский и Второй Адмиралтейский. Это первый постоянный (не наплавной) мост через реку Неву.

Проекты постоянных мостов через Неву стали появляться в Петербурге уже в середине XVIII века, но в то время их возведение было слишком дорогим удовольствием. Нева — глубокая река с мощным течением. К тому же из залива в Неву входили суда с высокими мачтами, а значит, мосты нужны были разводные.

Проект моста изменяли более 40 раз, и только в 1842 году был утвержден окончательный вариант архитектора Станислава Кербедза. Проект был новаторским для отечественного мостостроения: впервые в России сваи забивали на такую большую глубину.

Береговые устои восьмипролетного чугунного моста были выложены гранитными плитами. Разводной пролет находился у правого берега Невы, со стороны Васильевского острова. При помощи ручного механизма два крыла раздвигались в горизонтальной плоскости, параллельно поверхности воды. Разводка занимала около 40 минут.

Рисунок литой чугунной решетки моста, созданной по проекту  Александра Брюллова, старшего брата художника Карла Брюллова, изображал  гиппокампов, мифологических морских коней.

Новый мост получил название Благовещенский, так как рядом  располагалась Благовещенская церковь лейб-гвардии конного полка. В 1855 году его переименовали в Николаевский мост, в память об императоре Николае I, а после Октябрьской революции – в мост Лейтенанта Шмидта. Во второй половине 1930-х годов мост пришлось полностью перестраивать, поскольку его состояние уже не удовлетворяло требованиям современного судоходства. Теперь разводным стал средний пролет, и крылья моста поднимаются вверх.

В 2007 году, после очередной реконструкции, мосту вернули самое первое историческое название – он вновь стал называться Благовещенским. В ходе реконструкции восстановили и силуэт моста: в настоящее время он выглядит почти так же, как в  XIX веке. Разводной механизм оснастили современным гидравлическим приводом.

Благовещенский мост является объектом культурного наследия РФ.  Содержанием и обслуживанием моста занимается СПб ГБУ «Мостотрест».