Мост
Биржевой мост (в советские годы – мост Строителей) соединяет берега Малой Невы. С одной стороны мост расположен в створе Биржевой площади, с другой – выходит к проспекту Добролюбова.
Первый Биржевой мост был возведен в 1894 году. Он представлял собой 25-пролетную деревянную конструкцию с центральным разводным пролетом.
После революции мост пережил капитальный ремонт. Затем, уже в 1930-е годы, его расширили и реконструировали, заменив деревянные пролеты новыми металлическими. Однако к середине XX века город столкнулся с необходимостью полной замены моста. К тому же весной 1957 года опоры были сильно повреждены ледоходом.
Новый пятипролетный разводной мост сооружали с 1957 по 1960 год. Проект разработали архитекторы Лев Носков и Петр Арешев. Чтобы сократить длину моста и создать предмостовую площадь, пришлось засыпать Ватный проток на Петроградской стороне, а ось нового моста сместить на 300 метров по сравнению со старым.
Разводной механизм Биржевого моста не имеет аналогов в мире: в начале разводки мост открывается на 15 сантиметров, и крылья откатываются друг от друга. Центр тяжести крыла изменяется, что значительно облегчает разводку. Разводится мост с помощью электромеханического привода.
Биржевой мост можно увидеть во многих фильмах о Санкт-Петербурге. Например, в «Невероятных приключениях итальянцев в России» под мостом — тогда еще Строителей — проходит теплоход, и на крыле моста, согласно сценарию, повис персонаж актера Андрея Миронова.
С моста открывается самый впечатляющий вид на Неву, Дворцовую набережную и Петропавловскую крепость.
Обслуживанием и содержанием Биржевого моста занимается СПб ГБУ «Мостотрест».