Архитектурный ансамбль

Ансамбль площади Труда

Адрес

пл. Труда

Ежедневно

Год постройки

1840-е

Площадь Труда расположена между Английской набережной, Конногвардейским бульваром, улицей Якубовича и набережной Крюкова канала. Свое название она получила в 1918 году по Дворцу Труда – так в советские годы именовался Николаевский дворец.

Исторически же площадь называлась Благовещенской — здесь стояла Церковь во имя Благовещения Пресвятой Богородицы, полковой храм Конногвардейского полка. Трехпрестольный пятишатровый храм — один из первых примеров русско-византийского стиля —. был возведен по проекту архитектора Константина Тона для лейб-гвардии Конного полка в 1844—1849 годах. В 1929 году храм разрушили.

В XVIII веке на этом месте находился Каторжный двор, затем — морские казармы. В 1840-х годах территорию реконструировали в связи со строительством Благовещенского моста.

В 1855 году, после кончины императора Николая I, мост переименовали в Николаевский, а в 1853–1861 годах на месте казарм по проекту Андрея Штакеншнейдера возвели Николаевский дворец. Но речь идет о двух разных Николаях: в случае моста – о Николае Павловиче, а в случае дворца — о его сыне, великом князе Николае Николаевиче.

На противоположном от моста конце площади в здании бывших Крюковых казарм с 2013 года открыт Центральный военно-морской музей. Здание было построено в 1844–1852 годах по проекту Ивана Черника.

Из исторических зданий также стоит обратить внимание на доходный дом А.А. Вонлярлярского, выходящий фасадами на площадь, Английскую набережную и Галерную улицу. Он построен в 1845–1849 годах по проекту архитекторов Н.Е. Ефимова и М.Д. Быковского.

Находясь на площади Труда, обязательно спуститесь в подземный переход. Он был построен в 1998–1999 годах, и в процессе строительства был вскрыт участок засыпанного Адмиралтейского канала.

Несколько слов о канале, чья история восходит к петровским временам. В 1717 году между верфями Адмиралтейства и островом Новая Голландия был проложен канал, названный Прядильным по располагавшимся поблизости прядильным амбарам. По каналу сплавляли корабельный лес, хранившийся на складах Новой Голландии. В 1738 году канал переименовали в Адмиралтейский, а в 1844 году участок между Адмиралтейством и Благовещенской площадью заключили в трубу, оставив лишь небольшой отрезок между Крюковым каналом и рекой Мойкой. Об этих событиях напоминает мемориальная табличка в подземном переходе под площадью Труда.