Мост
1-й Зимний мост перекинут через Зимнюю канавку по оси Миллионной улицы. История переправы очень необычна.
В 1718–1719 годах рядом с Зимним дворцом Петра I прорыли небольшой канал, соединивший реки Неву и Мойку. Канал называли Зимнедомским, Зимнедворцовым и Старым Дворцовым, с 1755 года — Зимним, а в начале XIX века переименовали в Зимнюю канавку.
В 1720 году через канал в створе Большой Немецкой улицы (ныне Миллионная) перекинули деревянный разводной мост подъемной системы. Мост назвали Немецким: такие наименования улица и переправа получили по расположенной рядом Немецкий слободе. Позднее мост, как и улицу, переименовали в Миллионный, с 1829 года его стали называть Зимним, а с 1940 года за переправой закрепилось современное название — 1-й Зимний мост.
В середине XVIII века мост перестроили в дереве, и в таком виде он простоял до 1783 года.
А тем временем, в 1768 году через соседний Красный канал перекинули каменный арочный мост, облицованный гранитом.
Красный канал соединял Неву и Мойку выше по течению от Зимнего канала и проходил вдоль западной границы Царицына луга (ныне Марсово поле). В 1770-х годах канал засыпали, а еще через несколько лет мост разобрали, перенесли на Миллионную улицу и перекинули через Зимний канал, набережная которого как раз в эти годы одевалась в гранит.
С тех пор Зимний мост ни разу не перестраивали, он сохранил свой архитектурный облика до наших дней.
1-й Зимний мост входит в число объектов культурного наследия федерального значения. Содержание и обслуживание моста осуществляет СПб ГБУ «Мостотрест».