Top.Mail.Ru

Мост

1-й Садовый мост

Категория
Мосты
Ежедневно
Год открытия
1836 (каменный), 1907 (металлический)
Река
Мойка
Длина моста, м
34 метра
Ширина моста, м
20,4 метров
Архитекторы
П.П. Базен (каменный), инженер А.П. Пшеницкий, архитектор Л.А. Ильин (металлический)

1-й Садовый мост, перекинутый через Мойку по оси Садовой улицы соединил сразу четыре знаменитых петербургских сада: Летний, сад Михайловского замка, Михайловский сад и Марсово поле.

В XVIII веке мост носил имя 2-й Царицынский — по расположенному рядом Царицыну лугу (ныне Марсово поле). В 1820 году его переименовали в Михайловский по Михайловскому замку,  в 1923 году он стал Садовым — по Садовой улице, и, наконец, в 1957 году получил свое современное название — 1-й Садовый мост.

Первая переправа в этом месте появилась в 1710-х годах после переустройства русла Мойки, которая изначально вытекала из болот в районе современного Михайловского сада. Прямым каналом ее соединили с Фонтанной речкой и через этот канал перекинули деревянный разводной мост с подъемной средней частью для пропуска мачтовых судов.

В 1798–1801 годах, одновременно с возведением Михайловского замка, здесь соорудили новый мост — неразводной деревянный. А в 1836 году по проекту инженера П.П. Базена  был построен каменный однопролетный арочный мост. На нем установили чугунные перила с круглыми ажурными щитами и скрещенными копьями. Этот рисунок перекликается с орнаментом нижней части ворот у здания Русского музея, созданным К.И. Росси. Фонарные столбы-торшеры выполнены в виде связок пик с накладками из щитов и венков и увенчаны двуглавыми орлами.

В 1906–1907 годах переправу перестроили по проекту инженера А.П. Пшеницкого и архитектора Л.А. Ильина. Каменный свод был заменен стальным, и эта конструкция сохранилась до наших дней. Утраченные к тому времени перильные решетки и фонари были восстановлены в 1913 году.

В XX и XXI веках мост реставрировали и ремонтировали несколько раз. Сейчас он находится под охраной КГИОП. Содержание и обслуживание 1-го Садового  моста осуществляет СПб ГБУ «Мостотрест».