Выставка

Сны без Фрейда

Место

Эрарта

29-я линия Васильевского Острова, 2

Категория

Выставка

Дата

25 января 2019, 10:00 — 30 июня 2019, 22:00

Цена

от 500 р.

Афиша / Выставка

Выставка музея Эрарта «Сны без Фрейда» — проект художественный, а не психоаналитический. Сны в ней представлены как визуальный факт, а не как материал для постановки диагноза или повод для работы патентованного психоаналитика. Экспозиция не выстраивает наглядную хрестоматию фрейдизма в картинках. Акценты в ней сделаны не на интерпретации, а на самой поэтике снов, на выразительности образов нашей параллельной, не контролируемой дневным рассудком жизни.

Каждые сутки человек восемь часов работает и восемь часов спит, если удается. Иногда он видит многосерийные, длящиеся годами сны с повторяющимися персонажами, перетекающими сюжетами, с альтернативной историей жизни. Но чаще ему снятся «разовые» сны: непредсказуемые, волшебные, тревожные, панические, эротические, парадоксальные. Во сне человек легко перемещается во времени и пространстве, летает, плавает, любит, путешествует, побеждает, испытывает страх, попадает в иные миры и встречается с ушедшими. Тематический и образный диапазон выставки «Сны без Фрейда» мог бы быть бесконечным, но он ограничен размерами залов.

Участие в выставке приняли художники, сумевшие наиболее полно передать фантастическую реальность сна. В экспозиции работы таких известных мастеров, как Максим Кантор (Ре, Оксфорд), Елена Фигурина (СПб), Игорь Тишин (Брюссель, СПб) соседствуют с произведениями молодых художников — Алексея Слона (СПб), Ивана Коршунова (Москва), Андрея Новикова (Минеральные воды). Тон задает «среднее» поколение — заметные на петербургской арт-сцене художники: Андрей Рудьев, Виктор Ремишевский, Инна Гринчель, Надежда Анфалова, Александр Косенков, Дмитрий Локтионов, Юлия Сопина Елена и Игорь Кулики и Наталья Шалина.

Выставка условно делится на несколько тематических и настроенческих зон. Входная зона отмечена феерическими снами с летающими аквалангистами Наталии Румянцевой, романтизмом Надежды Анфаловой, веселой ироничностью Дмитрия Локтионова. Далее начинается почти монохромная живопись — пространство скорбного бесчувствия, тревоги, бездомности, угрозы и хтонического ужаса в работах Аллы Давыдовой, Андрея Новикова и Андрея Рудьева.

Второй зал открывается волнующей ассоциативной работой «Сон». Это своего рода визуальная эмблема выставки, созданная известным новосибирским художником Владимиром Фатеевым. Одна часть зала стала территорией пустоты, тишины и оцепенения бессюжетного сна. Здесь доминирует инсталляция Виктора Ремишевского и молчаливые объекты Инны Гринчель.

Другую часть пространства отличает веселое безумие сюжетов и свободная живописность Александра Косенкова, а также перфекционизм Ивана Коршунова и Дамира Кривенко. Совершенно безумная сновиденческая работа Коршунова «Дождь» о падении комет, конце света и котятах сочетает эпос и китч, юмор и эсхатологию в одном постмодернистском флаконе. Перфекционистские химеры Дамира Кривенко посвящены образам постчеловека — геймеру и хакеру, героям и генераторам нового состояния: сна в Сети наяву. Это состояние размывает границы реальности, сна и бодрствования, меняет их местами.