Выставка

Porkchop. La Catedral

Место

Эрарта

29-я линия Васильевского Острова, 2

Категория

Выставка

Дата

18 февраля 2022, 10:00 — 19 июня 2022, 22:00

Цена

от 600 р.

Афиша / Выставка

Музей «Эрарта» представляет первую в России выставку американского мультидисциплинарного художника Porkchop — скульптуры, погружающие в постапокалиптической мир вымышленной квазирелигии.

Автор, скрывающийся под псевдонимом Porkchop, известен как мультидисциплинарный художник, однако смысловым центром проекта La Catedral, реализованного им совместно с музеем «Эрарта», является серия крупномасштабных объектов. На выставке будет представлено 14 экспонатов — двухметровые скульптуры и иконографические картины, созданные с использованием дерева, акрила и сусального золота. С технической точки зрения представленные произведения являются результатом тщательного проектирования и ручного литья (как правило, из смолы или стеклопластика) с последующим наложением сусального золота и акриловой краски. Формы для отливки своих необычных фигур художник тоже делает сам. На финишном этапе слой за слоем накладываются акрил и листовое золото, а поверхность работ многократно лакируется смолой — так первоначальная задумка предстает в более выразительном виде. Выбор цветов, в которых созданы похожие на ритуальные орнаменты росписи на скульптурах, не случаен: отказываясь от обычной многоцветной палитры в пользу минималистичного набора из черного, белого и золотого, автор достигает мощного выразительного эффекта с отсылкой к традиционной художественной культуре Центральной Америки.

Необычный творческий метод художника и его нестандартный подход к выбору тем в полной мере отражены в проекте La Catedral. В его основе лежит исследование древней цивилизации ацтеков и отражение их ритуалов в современных традициях жителей Мексики. Экспозиционное пространство трансформируется в подобие культового сооружения и напомнит зрителям грандиозную базилику.

Замысел автора и выставки можно поделить на несколько тем: исследование ацтекского оккультизма и иконоборчества — в традиционном и более широком смысле.

В концепции проекта La Catedral видны отсылки к празднованию так называемого Дня мертвых (Día de los Muertos). Праздник, который отмечается ежегодно 1 и 2 ноября, имеет христианское происхождение, однако включает в себя ряд синкретических элементов, заимствованных из культуры ацтеков, — именно эти аспекты Porkchop подчеркивает в своих работах.

Одной из тем выставки также является иконография: в работах Porkchop при желании можно найти отчасти пародийные отсылки как к ацтекским, так и к современным мексиканским культовым изображениям. Одним из примеров служит обращение к женским формам для воплощения образа мужского божества. Представляя ацтекское божество в виде женщины, Porkchop тем самым ставит под сомнение традиционную властную иерархию, совершая акт своеобразного иконоборчества.

В традиционном смысле под иконоборчеством понимается намеренное уничтожение сакральных символов и сооружений по религиозным или политическим мотивам. В более широком смысле иконоборчество может толковаться как критика и ниспровержение устоявшихся представлений и догм, что также применимо к работам Porkchop. В этом значении иконоборчество может быть продиктовано как политическими мотивами, так и эстетическими соображениями — именно в этом ключе художник переосмысливает ацтекское и мексиканское визуальное наследие. Ярким воплощением такого подхода служит ключевой экспонат выставки — работа «Ирам» (2017). Мало отличаясь от традиционных религиозных изображений по технике и материалам (дерево, графит, акрил и сусальное золото), образ Девы Марии предстает в необычной трактовке: ее лик напоминает о масках Дня мертвых, а обнаженное и пронзенное сердце становится отсылкой к ацтекским религиозным практикам. Вопрос о том, стремится ли Porkchop, отступающий от иконографического канона, подвергнуть сомнению религиозные догмы или же отдать дань уважения традиционной визуальной культуре Центральной Америки, остается открытым.

Стоит упомянуть, что помимо скульптуры художник работает и в других техниках и формах, с одинаковой легкостью создавая живописные полотна, иллюстрации и тексты. Не принадлежа к какому-то конкретному художественному направлению, он самобытным образом сочетает в своем творчестве различные виды искусства. В частности, интерес автора к муралам и монументальным граффити легко прослеживается и в экспозиции: о нем говорят и габариты работ, и активное использование трех контрастных цветов — золотого, черного и белого.