Literary St. Petersburg

Start

Moika River emb., 49

Travel time

1,5 hr

Length

8 km

Finish

Moika River emb., 49

water routes

What is this route?

A boat trip to the places of Pushkin, Dostoevsky and not only.

Every year millions of tourists come to St. Petersburg to visit places associated with the names of the classics of the great Russian literature. During the white nights, residents and guests of the city rush to the docks of pleasure boats to admire the views from the water. Let's go on a boat trip through the literary places of St. Petersburg.

Do you have a boat? Then you can set sail on your own by following our route. And if you do not belong to a happy tribe of shipowners, then order the literary Petersburg water excursion on a comfortable eight-seater boat.

The proximity of water, a flying speedboat - the Neva banks will appear in an unusual perspective, you will get a lot of unforgettable impressions and positive emotions, you will learn many interesting facts about literary Petersburg.

Your guides will be the ship's captain and the Petersburg 24 mobile guide. And for a small additional fee, you can order a VIP tour with a live story by our guide.

What will you see?

Famous buildings

House of Kotomin

Historical Museums

Alexander Pushkin Museum and Memorial Apartment

Embankments

The Winter Canal Embankment

Art museums

The State Hermitage Museum

Bridges

The Hermitage Bridge

Palaces and ensembles

The Winter Palace

Bridges

The Palace Bridge

Palaces and ensembles

Admiralty

Monuments

Bronze Horseman («Medniy vsadnik»)

Palaces and ensembles

The ensemble of the Senate Square

Historical Museums

Peter and Paul Fortress

Parks and gardens

Summer garden

Art museums

The Summer Palace of Peter I

Monuments

Monument to Krylov in the Summer Garden

Art museums

The Mikhailovsky Palace (Engineering Palace)

Famous buildings

House of the Third Division

Embankments

Moika River Embankment

Parks and gardens

Mikhailovsky Garden

Famous buildings

House of Adamini

Embankments

Griboedov canal Embankment

Embankments

The Kryukov canal Embankment

Historical Museums

Church of the Savior on Blood

Historical Museums

State Literary Museum "XX Century"

Famous buildings

Zinger House

Famous buildings

House of Engelhardt

Churches

Kazan Cathedral

Bridges

The Kazansky Bridge

Bridges

Bank Bridge

Unusual houses and streets

Bermuda Triangle of St. Petersburg

Bridges

Voznesensky Bridge

Bridges

Kokushkin Bridge

Bridges

Kharlamov Bridge

Panoramic viewpoints

Semimoste

Churches

St. Nicholas Cathedral

Open City Project

New Holland

Bridges

Potseluev Bridge

Bridges

Red Bridge

Palaces and ensembles

Razumovsky's Palace

Open City Project

Chicherin's house

Bridges

The Green Bridge

Еще 36 +

What can you expect?

Starting from the pier on Moika, near Nevsky Prospekt, we will sail along Moika and Winter Canal, Neva and Fontanka, Griboyedov Canal and Kryukov Canal, and again along Moika.

We will begin our journey through literary Petersburg from the house of Kotomin, which played a fatal role in the fate of Russian writers. From here, Pushkin went to the place of the last duel, and Dostoevsky met Petrashevsky, which eventually led the writer to hard labor.

We are sailing along the Moika River, and ahead is Moika 12, the most famous literary address in Russia, where the Pushkin Museum is now located.

A little short, we turn from the Moika into the Winter Canal. One of the most famous Petersburg views is the Hermitage Gallery and the Hermitage Bridge. Petersburgers call it "Lisa's Bridge" - it was from it that the heroine of Tchaikovsky's opera "The Queen of Spades" threw herself into the water. (However, in Pushkin's story, her fate is not so tragic).

The boat breaks out into the vastness of the Neva River! We turn towards the Winter Palace, pass under the Palace Bridge, past the Admiralty building and recall Pushkin's lines from the poem "The Bronze Horseman": "... and the Admiralty needle is bright."

And here is the Bronze Horseman himself - the main symbol of Peter's Petersburg. It is surrounded by the ensemble of the Senate Square, which reminds us of the Decembrist uprising. Many of Pushkin's friends came to this square in 1825.

We turn around and, rounding the Spit of Vasilievsky Island, we come to the Peter and Paul Fortress. It was once the main political prison in Russia. Many famous prisoners languished in her cells, including writers: Dostoevsky, Chernyshevsky, Maxim Gorky.

The boat is crossing the Neva again. Before us is the Summer Garden, where the frivolous French tutor took little Eugene Onegin, and where a monument to the fabulist Ivan Krylov was erected half a century later.

We continue along the Fontanka River past the Summer Palace of Peter I. The Mikhailovsky (Engineering) castle rises in front. Forty years after the assassination of Paul I, young Fyodor Dostoevsky studied here at the Main Engineering School.

Opposite the castle is an inconspicuous but ominous building of the Third Section, the body of political investigation of the Russian Empire. Dostoevsky, who was arrested in the case of the Petrashevsky circle, also visited this place.

At the Mikhailovsky Castle, the Moika River flows out of the Fontanka, where we will turn. To our left is the Mikhailovsky Garden, and in front, at the corner of the Field of Mars, is the house of Adamini. In the 1830s, Pushkin, Krylov and Zhukovsky visited this house, and at the beginning of the 20th century it became a center of attraction for the writers of the Silver Age.

Our boat sails into the Griboyedov Canal. In front of us is a beautiful temple built on the site of the murder of Alexander II and known as the Savior on the Spilled Blood, and on the right is the building of the Stables Department.

Sailing along the Griboyedov Canal, we will fast forward a century. The history of the Writers' House No. 9 is associated with the names of Akhmatova and Zoshchenko, Zabolotsky, Yevgeny Schwartz and others, and today the State Literary Museum "XX century" has opened here.

The Singer House at the corner of Nevsky Prospect is also associated with the literary history of the 20th century. Here, above the House of Books, the editorial offices of magazines were located, where many writers and poets looked. And the blue building on the other corner is the Engelhardt House. Pushkin, Lermontov, Turgenev visited the music salon of Mrs. Engelhardt. In these interiors the action of Lermontov's drama "Masquerade" took place.

Ahead is the Kazan Cathedral. You can pass under the wide and low Kazansky Bridge (most traditional pleasure boats do not have this option!). And now, in front of you is the Bank Bridge with the famous griffins.

Dostoevsky's Petersburg begins in the area of Sennaya Square. It is here, on the banks of the canal and on the bridges across it, in the dark courtyards-wells and apartments of tenement houses, where the works of the great writer take place.

You have reached the place where the Griboyedov Canal intersects with the Kryukov Canal. Real Venice of the North! Here is the legendary Semimost. And in front there is a view of the St. Nicholas Naval Cathedral, where Anna Akhmatova was buried in 1966.

After passing Teatralnaya Square, we come to New Holland, then turn under the romantic Kisses Bridge - to the Moika River and the finish line.

Behind the old Red Bridge, in the classic buildings of the Razumovsky estate, now there is the Russian State Pedagogical University. Herzen. Its graduates were Nikolai Zabolotsky, Alexander Kushner and other famous poets.

On the other side of the Moika River stands a pink building known as the Chicherin-Eliseev House. From 1919 to 1923, the House of Arts was located here, the center of the literary life of Petrograd.

And finally, passing under the Green Bridge, which is thrown across the Moika along Nevsky Prospekt (until 1726, the border of St. Petersburg passed along it), the boat approaches the pier.

Петербург литературный

Старт

наб. реки Мойки, 49

Время в пути

1,5 часа

Протяженность

8 км

Финиш

наб. реки Мойки, 49

водные маршруты

Что это за маршрут?

Водная прогулка по местам Пушкина, Достоевского и не только.

Каждый год миллионы туристов приезжают в Петербург, чтобы посетить места, связанные с именами классиков великой русской литературы. В период белых ночей жители и гости города устремляются к причалам прогулочных судов, чтобы полюбоваться видами с воды. Давайте и мы отправимся на водную прогулку по литературным местам Санкт-Петербурга.

У вас есть катер? Тогда вы можете отправиться в плавание самостоятельно, следуя нашему маршруту. А если вы не относитесь к счастливому племени судовладельцев, то закажите водную экскурсию «Петербург литературный» на комфортабельном восьмиместном катере.

Близость воды, летящий быстроходный катер – невские берега предстанут в необычном ракурсе, вы получите массу незабываемых впечатлений и положительных эмоций, узнаете множество интересных фактов о литературном Петербурге.

Вашими гидами станут капитан судна и мобильный путеводитель «Петербург 24». А за небольшую дополнительную плату можно заказать VIP-экскурсию с живым рассказом нашего экскурсовода.

Что вы увидите?

Знаменитые строения

Дом Котомина

Исторические музеи

Мемориальный Музей-квартира А. С. Пушкина

Набережные

Зимняя канавка

Художественные музеи

Государственный Эрмитаж

Мосты

Эрмитажный мост

Дворцы и ансамбли

Зимний дворец (Эрмитаж)

Мосты

Дворцовый мост

Дворцы и ансамбли

Адмиралтейство

Памятники

Медный всадник

Дворцы и ансамбли

Ансамбль Сенатской площади

Исторические музеи

Петропавловская крепость

Сады и парки

Летний сад

Художественные музеи

Летний дворец Петра I

Памятники

Памятник Крылову в Летнем саду

Художественные музеи

Михайловский (Инженерный) замок

Знаменитые строения

Дом Третьего отделения

Набережные

Набережная реки Мойки

Сады и парки

Михайловский сад

Знаменитые строения

Дом Адамини

Набережные

Набережная канала Грибоедова

Набережные

Набережная Крюкова канала

Исторические музеи

Храм Воскресения Христова (Спас-на-крови)

Исторические музеи

Государственный литературный музей «XX век»

Знаменитые строения

Дом Зингера

Знаменитые строения

Дом Энгельгардта

Храмы

Казанский собор

Мосты

Казанский мост

Мосты

Банковский мост

Необычные дома и улицы

Бермудский треугольник Питера

Мосты

Вознесенский мост

Мосты

Кокушкин мост

Мосты

Харламов мост

Обзорные площадки

Семимостье

Храмы

Никольский собор

Проект «Открытый город»

Новая Голландия

Мосты

Поцелуев мост

Мосты

Красный мост

Дворцы и ансамбли

Дворец Разумовского (РГПУ им. Герцена)

Проект «Открытый город»

Дом Чичерина (Елисеевых)

Мосты

Зеленый мост

Еще 36 +

Что вас ожидает?

Стартовав от причала на Мойке, возле Невского проспекта, мы проплывем по Мойке и Зимней канавке, Неве и Фонтанке, каналу Грибоедова и Крюкову каналу, и вновь — по Мойке.

Мы начнем путешествие по литературному Петербургу с дома Котомина, сыгравшего роковую роль в судьбе русских писателей. Отсюда Пушкин отправился к месту последней дуэли, а Достоевский познакомился с Петрашевским, что в итоге привело писателя на каторгу.

Мы плывем по реке Мойке, и впереди – Мойка, 12, самый знаменитый литературный адрес в России, где сейчас расположен музей Пушкина.

Немного не доходя, мы поворачиваем с Мойки в Зимнюю канавку. Один из самых знаменитых петербургских видов – на галерею Эрмитажа и Эрмитажный мост. Петербуржцы зовут его «мостиком Лизы» — именно с него бросилась в воду героиня оперы Чайковского «Пиковая дама». (Впрочем, в повести Пушкина ее судьба не столь трагична).

Катер вырывается на просторы реки Невы! Мы поворачиваем в сторону Зимнего дворца, проходим под Дворцовым мостом, мимо здания Адмиралтейства и вспоминаем пушкинские строки из поэмы «Медный всадник»: «…и светла Адмиралтейская игла».

А вот и сам Медный всадник — главный символ петровского Петербурга. Его окружает ансамбль Сенатской площади, напоминающий нам о восстании Декабристов. Многие друзья Пушкина вышли в 1825 году на эту площадь.

Мы разворачиваемся и, обогнув Стрелку Васильевского острова, подходим к Петропавловской крепости. Когда-то она была главной политической тюрьмой России. В ее камерах томились многие известные узники, в том числе и писатели: Достоевский, Чернышевский, Максим Горький.

Катер вновь пересекает Неву. Перед нами — Летний сад, куда водил маленького Евгения Онегина легкомысленный гувернер-француз, и где полвека спустя был установлен памятник баснописцу Ивану Крылову.

Мимо Летнего дворца Петра I мы продолжаем путь по реке Фонтанке. Впереди возвышается Михайловский (Инженерный) замок. Через сорок лет после убийства Павла I здесь, в Главном инженерном училище, учился юный Федор Достоевский.

Напротив замка – неприметное, но зловещее здание Третьего отделения, органа политического сыска Российской Империи. Здесь побывал и Достоевский, арестованный по делу кружка петрашевцев.

У Михайловского замка из Фонтанки вытекает река Мойка, куда мы и повернем. Слева от нас — Михайловский сад, а впереди, на углу Марсова поля —дом Адамини. В 1830-х годах в этом доме бывали Пушкин, Крылов и Жуковский, а в начале XX столетия он стал центром притяжения для литераторов Серебряного века.

Наш катер вплывает в канал Грибоедова. Перед нами — красивейший храм, построенный на месте убийства Александра II и известный как Спас-на-Крови, а справа – здания Конюшенного ведомства.

Проплывая по каналу Грибоедова, перенесемся на столетие вперед. История писательского дома №9 связана с именами Ахматовой и Зощенко, Заболоцкого, Евгения Шварца и других, а в наши дни тут открылся Государственный литературный музей «XX век».

С литературной историей XX века связан и Дом Зингера на углу Невского проспекта. Здесь, над Домом книги, помещались редакции журналов, куда заглядывали многие писатели и поэты. А голубое здание на другом углу – Дом Энгельгардта. В музыкальном салоне госпожи Энгельгардт бывали Пушкин, Лермонтов, Тургенев. В этих интерьерах разворачивалось действие лермонтовской драмы «Маскарад».

Впереди – Казанский собор. Вы можете пройти под широким и низким Казанским мостом (у большинства традиционных прогулочных теплоходов нет такой возможности!). И вот, перед вами – Банковский мост со знаменитыми грифонами.

В районе Сенной площади начинается Петербург Достоевского. Именно здесь, на берегах канала и на мостах через него, в темных дворах-колодцах и квартирах доходных домов происходит действие произведений великого писателя.

Вы доплыли до места, где канал Грибоедова пересекается с Крюковым каналом. Настоящая Северная Венеция! Вот легендарное Семимостье. А впереди открывается вид на Никольский морской собор, где в 1966 году отпевали Анну Ахматову.

Миновав Театральную площадь, мы подходим к Новой Голландии, затем поворачиваем под романтический Поцелуев мост – на Мойку и финишную прямую.

За старинным Красным мостом, в классических зданиях усадьбы Разумовского, ныне располагается РГПУ им. Герцена. Его выпускниками были Николай Заболоцкий, Александр Кушнер и другие известные поэты.

На другом берегу Мойки стоит розовое здание, известное как Дом Чичерина-Елисеевых. С 1919 по 1923 год здесь располагался Дом Искусств, центр литературной жизни Петрограда.

И наконец, пройдя под Зеленым мостом, перекинутым через Мойку вдоль Невского проспекта (до 1726 года по нему проходила граница Санкт-Петербурга), катер подходит к причалу.