Знаменитые строения Петербурга, 8–14 ноября

showcase image

В рубрике «Знаменитые строения» мы рассказываем об известных дворцах, храмах и доходных домах, памятниках, садах и парках, мостах и других достопримечательностях Санкт-Петербурга, заложенных или открытых в эти дни.

8 ноября

1911 г. Открыт Мост Петра Великого (Большеохтинский)

(26 октября) 8 ноября 1911 года был открыт Большеохтинский мост через Неву, одно из красивейших сооружений Северной столицы. Переправа соединила центр Санкт-Петербурга с районом Малая Охта.

Первые планы строительства моста через Неву на Охту обсуждались еще в 1820-х годах. Так, в 1829 году, когда разрабатывался перспективный план развития города, царь Николай I распорядился соорудить мост у места впадения Охты в Неву. Но в то время это было слишком сложной и дорогостоящей задачей, и план не был реализован.

Долгое время берега Невы в этом месте связывала паромная переправа.

В 1860-е годы городские власти вернулись к идее построить здесь постоянную переправу, учредив «Общество Охтинского, через Неву моста». Однако начались споры по поводу расположения будущего моста: каждый из местных промышленников требовал, чтобы переправу строили рядом с его предприятием, а лобби перевозчиков выступало против сооружения моста, которое подорвет их бизнес. В 1887 году место, наконец, было выбрано: от Смольного собора до Охтинской верфи.

Окончательное решение о сооружении моста приняли только 22 января 1900 года. 1 сентября 1901 года Городская дума объявила международный конкурс на лучший проект моста. За 12 месяцев поступило 16 проектов, ни один из них не был одобрен. 22 марта 1905 года комиссия остановилась на внеконкурсном проекте профессора Г. Г. Кривошеина и инженера В. П. Апышкова.

В отличие от Благовещенского и Литейного мостов с разводными пролетами поворотной системы у берегов, проект Кривошеина и Апышкова, поданный под девизом «Свобода судоходству», предусматривал сооружение моста с разводным пролетом раскрывающейся системы, расположенным посередине реки.

В 1906 году мост решено было строить не от Смольного, а от лесной биржи купца Беляева, расположенной выше по течению Невы, у Большеохтенского перевоза. Дело ускорила катастрофа с человеческими жертвами. Весной 1907 года на Неве затонул пароход «Архангельск», обслуживавший перевоз от Смольного на Охту. 13 мая того же года царь Николай II повелел: «Не затягивать постройку моста!». К 24 сентября 2007 года проект был доработан и утвержден.

Крайне необычный по своим архитектурным формам, мост стал образцом стиля модерн, с его стремлением к синтезу художественного и утилитарного.

Мост имеет три пролета. Два боковых пролета перекрыты сквозными металлическими арочными фермами. У концов разводного пролета расположены две облицованные гранитом башни управления подъемными механизмами, задуманные в виде маяков. Они увенчаны четырехгранными, кубической формы, фонарями, которые освещают судам путь в разводной пролет. Снаружи к башням пристроены полукруглые полубашенки с остроконечными полукуполами.

26 июня 1909 года состоялась торжественная церемония закладки моста. Дата была приурочена к 200-летию Полтавской битвы, и потому переправу решено было назвать в честь императора Петра Великого. Он получил название «Охтенский мост Императора Петра Великого».

Город заключил договор с варшавским заводом «Рудзский и Ко.» на постройку моста за три года. Согласно контракту, строительство велось русскими рабочими из отечественных материалов. Разводной пролет с механизмом был изготовлен на Санкт-Петербургском металлическом заводе. Сооружение переправы обошлось казне в 4 400 000 рублей.

26 октября 1911 года состоялся торжественный ввод моста в эксплуатацию в присутствии министра внутренних дел А.А. Макарова (хотя работы еще продолжались до 1913 года).

После революции 1917 года мост Императора Петра Великого переименовали сначала в Большеохтенский, а в 1956 году — в соответствии с новыми правилами орфографии — в Большеохтинский.

9 ноября

1994 г. Памятник Александру III установлен во дворе Мраморного дворца

9 ноября 1994 года памятник императору Александру III работы итальянского скульптора Паоло Трубецкого перевезен со двора Русского музея, где находился несколько десятилетий, во двор Мраморного дворца — на место, где находился прежде ленинский броневик.

Монумент, отлитый по заказу императора Николая II, первоначально был установлен на Знаменской площади (ныне площадь Восстания) у Николаевского (ныне Московского) вокзала. Монумент посвящался «Державному основателю Великого Сибирского пути», то есть Транссибирской магистрали, строительство которой было начато при Александре III.

Император изображен грузно сидящим на тяжелом коне. Памятник отличался от официальных царских монументов; итальянский скульптор Паоло Трубецкой был далек от идеализации своей модели и стремился к портретному и психологическому сходству.

Торжественное открытие памятника состоялось 23 мая (5 июня) 1909 года. У многих современников тяжеловесная фигура царя вызвала насмешки. Так, художник Борис Кустодиев так отозвался о статуе: «Видел вчера вечером памятник Александру III. Очень смешной и нелепый, лошадь совсем без хвоста, с раскрытым ртом, как будто страшно кричит, упирается и не хочет идти дальше, а он сам нелеп и неуклюж, особенно комичное впечатление сзади! Спина как женская грудь и лошадиный зад без хвоста. Кругом масса народа, очень меткие и иронические замечания делают».

В народе ходила язвительная частушка:

«Стоит комод,
На комоде бегемот,
На бегемоте обормот,
На обормоте шапка...»

После Февральской революции 1917 года по решению комиссии Временного правительства памятник периодически закрывали декоративными композициями, меняя оформление в зависимости от предстоящего революционного события. В 1919 году на постаменте было выбито стихотворение Демьяна Бедного «Пугало».

В 1927 году, к десятилетию Октября, памятник в очередной раз послужил основой праздничного оформления. В центре декоративной композиции, которую создал академик архитектуры И. А. Фомин, стояла скульптура императора, заключенная в металлическую клетку.

15 октября 1937 года памятник Александру III был демонтирован и перенесен во внутренний двор Русского музея. И наконец, 9 ноября 1994 года он занял свое место перед входом в Мраморный дворец, ставший филиалом Русского музея.

Ранее в Мраморном дворце размещался музей В. И. Ленина, перед входом в который с 1937 года стоял броневик «Враг капитала». Ныне этот броневик находится в Артиллерийском музее.

2010 г. Открыт памятник Николаю Рериху

9 ноября 2010 года в саду Василеостровец на 24-й линии был открыт памятник Николаю Константиновичу Рериху. Место выбрано не случайно — с Васильевским островом связана значительная часть жизни художника и философа.

Он родился 27 сентября (9 октября) 1874 года в Петербурге, на Университетской набережной. На Васильевском острове находилась гимназия К. И. Мая, где он получил среднее образование. Затем Рерих учился одновременно в Академии художеств и на юридическом факультете Петербургского университета. Студентом Николай Рерих участвовал в деятельности Императорского Русского археологического общества. Также на Васильевском острове в церкви Императорской Академии художеств проходило венчание Николая Рериха и Елены Шапошниковой.

Фигура Рериха, выполненная из карельского гранита, будто бы несет на себе тяжелый груз, изображенный скульптором в виде стилизованной каменной накидки, которая придает памятнику вид колонны, сужающейся вверх. Вся конструкция размещена на гранитной площадке в центральном газоне сада.

10 ноября

2021 г. Памятник городовому переехал на Суворовский проспект

Фото: gov.spb.ru

10 ноября 2021 года, в День сотрудника органов внутренних дел, возле здания Главного Управления МВД России на углу Суворовского проспекта и Кавалергардской улицы был открыт памятник городовому. Сюда эта работа скульптора Альберта Чаркина переехала с Малой Конюшенной улицы.

Бронзовая фигура высотой 2,3 метра работы Альберта Чаркина была установлена в мае 1998 года на Малой Конюшенной улице. Скульптура изображает городового после полицейской реформы 1862 года. Александр Второй велел привлекать к полицейской службе лиц из военных, благородной наружности, крепкого телосложения и здоровья, с чистой речью. Они должны были обладать ростом не менее 175 см, быть сообразительными и не моложе 25 лет. Кандидаты проходили специальное обучение.

Роскошные усы придают памятнику сходство с кинорежиссером Никитой Михалковым.

Перед тем, как памятник сменил «место жительства», его отправляли на реставрацию. В церемонии его открытия на новом месте принимала дочь скульптора Мария Чаркина. Она подчеркнула, что для отца это была одна из самых любимых и дорогих работ.

11 ноября

1837 г. Открыта первая железная дорога в России

(30 октября) 11 ноября 1837 года была открыта железная дорога Петербург — Царское Село, первая в России.

В 1834 году горное ведомство России пригласило к себе на работу профессора Венского политехнического института, строителя первой железной дороги общего пользования в Европе Франца Антона фон Герстнера. Ему была выдана привилегия на постройку Царскосельской железной дороги (Петербург — Царское Село — Павловск). Средства для выполнения работ (три миллиона рублей) были собраны по подписке в течение шести месяцев.

К весне 1836 года все было подготовлено для начала работ. Насыпь начали возводить в мае 1836 года. Руководил строительством сам фон Герстнер, ему помогали 17 инженеров, пятеро из которых уже выполняли подобные работы на железных дорогах Англии. Численность рабочих достигала 1800 человек, а во второй половине лета 1836 года к ним присоединилось 1400 солдат. Работы велись, в основном, вручную — лопатами и кирками.

Первое деревянное здание Витебского (Царскосельского) вокзала располагалось в 70 метрах от Введенского канала, примерно на том месте, где теперь находится вестибюль станции метро «Пушкинская». Станция представляла собой платформу, помещение для пассажиров и примыкающие служебные постройки. У Обводного канала находились помещения для паровозов, экипажей, мастерская, сараи, кузницы, дома для персонала.

Торжественное открытие всей линии Царскосельской железной дороги состоялось (30 октября) 11 ноября 1837 года в присутствии всех министров и дипломатического корпуса. Первый поезд отправился в 12 часов 30 минут. Его вел сам фон Герстнер. До Обводного канала в целях безопасности поезд шел медленно, и лишь перейдя мост, начал набирать скорость и достигла 60 верст (около 60 км) в час. Через 35 минут под громкие рукоплескания и крики «ура!» встречающих поезд подошел к платформе станции Царское Село. Там по этому случаю был устроен банкет, после чего пассажиры отправились обратно в столицу тем же поездом. Из Царского Села в Санкт-Петербург состав добрался за 27 минут.

Плата за проезд была высокой; билет от Петербурга до Царского Села и обратно стоил в первом классе 5 рублей, во втором — 3 рубля 60 копеек, в третьем — 2 рубля 40 копеек.

До весны 1838 года паровоз пускали лишь по воскресеньям. В будние дни его заменяли лошади. Затем паровоз уже ходил ежедневно, и количество экипажей увеличилось.

12 ноября

1853 г. Открыт Варшавский вокзал

Варшавский вокзал в Санкт-Петербурге построен в 1852–1853 годах по проекту архитектора К. А. Скаржинского для Петербурго-Варшавской железной дороги.

(31 октября) 12 ноября 1853 года открылось движение на первом участке дороги длиной 44,6 км — от Петербурга до императорской резиденции в Гатчине. Для регулярного движения дорога открылась в 1862 году.

Первое здание вокзала было скромным: двухэтажный каменный дом, похожий на жилой, с большими дверными проемами в центре главного фасада, который выходил на Обводный канал. Над центральным входом был этаж с двускатной крышей типа мезонина и флагштоками на лицевом и дворовом фасадах. В центре кроме лестницы были устроены боковые пандусы для въезда экипажей на платформу. По обеим сторонам здания высились кирпичные заборы с лепными украшениями и воротными проездами.

27 декабря 1862 года было открыто движение до Варшавы, к этому времени вокзал перестал справляться с большим потоком пассажиров, и в 1857–1860 годах здание перестроили по проекту П.О. Сальмановича.

Новое здание было сдвинуто к берегу Обводного канала, фасад оформили центральным ризалитом с часовой башенкой и витражом.

Вокзал имел два последовательно расположенных дебаркадера — один для прибывающих и отправляющихся поездов, другой для отстойного парка вагонов. Перекрытия дебаркадеров опирались на чугунные колонны. В 1890-х годах отстойный парк ликвидировали.

Каркас из железа со стеклянным заполнением, перекрывавший весь проём посадочных платформ, отвечал передовым архитектурным тенденциям того времени.

В советские годы вокзал чуть было не снесли, причем, он подвергался такому риску дважды: согласно Генеральному плану Ленинграда 1935 года Измайловский проспект планировалось продлить через территорию вокзала к юго-западу. Эти планы не были реализованы, но в начале 1980-х годов власти Ленинграда вновь заговорили о проекте соединения Измайловского и Новоизмайловского проспектов. Проект разрабатывался в мастерской № 1 ЛенНИИПроекта, работы планировалось закончить к 1985 году. По легенде, здание вокзала спас памятник В. И. Ленину, установленный в нише фасада в 1949 году, — культовый объект коммунистической идеологии сносить не решились...

15 мая 2001 года вокзал был закрыт на реконструкцию, поезда пригородного и дальнего сообщения были переведены на другие вокзалы. На части путей развернули экспозицию Музея железных дорог России, который в 2017 году переехал в новое здание возле Балтийского вокзала.

В 2006 году в здании Варшавского вокзала открылся торгово-развлекательный комплекс «Варшавский экспресс». Реконструкция проведена по проекту итальянского архитектора Джованни Бартоли. Внешне архитектурный облик здания почти не был изменен, в отличие от интерьеров, которые не сохранились.

1865 г. Освящена греческая церковь Святого Димитрия Солунского

(31 октября) 12 ноября 1865 года митрополит Исидор (Никольский) освятил храм Святого Димитрия Солунского на Песках.

Храм был заложен 25-гo мая 1861 года и строился по проекту профессора архитектуры Р.И. Кузьмина. Прототипом церкви послужили храмы Греции и Афона. Вот, как описывал это здание журнал «Нива» в 1884 году:

«Греческая церковь во имя святого великомученика Димитрия Солунского, построенная на Песках, между четвертою и пятою Рождественскими улицами, представляет собою в нашей столице один из изящных образцов византийского зодчества.

Над крестообразною массою средины церкви, возвышается один пространный купол. Крестообразный план церкви маскируется на восточном фасаде двумя по сторонам пристройками: для дьякона и ризницы. К церкви пристроен узкий притвор, над которым поднимается плоский павильон небольшой колокольни, заканчивающейся фронтоном с крестом. Сорок окон сообщают обильный ровный cвет совершенно открытой внутренности храма, которую может всю обнять глаз зрителя от самого почти входа. Стены и средина храма покрыты сплошь блестящей орнаментацией: или на золотом и серебряном фоне, или серебряными и золотыми узорами на ярко-цветном грунте. Иконостас резной, из орехового дерева, состоит из двух ярусов и образа в нем написаны на золотом фоне масляными красками. Деревянные помосты амвона и апсид oгpaждены металлической балюстрадой, пол же средины храма, со входною апсидою, вымощен белым мрамором».

Церковь принадлежала греческому посольству. На церемонии освящения присутствовали министр иностранных дел Российской империи князь А. М. Горчаков и греческий посол; члены греческой общины были одеты в национальные костюмы.

Богослужения в церкви совершались на греческом и славянском языках. Они прекратились в 1938 году, а 11 января 1939 года храм окончательно закрыли. В 1962 году он был снесен, на месте греческой церкви построили концертный зал «Октябрьский».

О снесенном храме напоминает стихотворение Иосифа Бродского 1966 года «Остановка в пустыне»:

«Теперь так мало греков в Ленинграде,
что мы сломали Греческую церковь,
дабы построить на свободном месте
концертный зал. В такой архитектуре
есть что-то безнадежное. А впрочем,
концертный зал на тыщу с лишним мест
не так уж безнадежен: это — храм,
и храм искусства...»

13 ноября

1810 г. Открыт Институт корпуса инженеров путей сообщения

(1) 13 ноября 1810 года в Санкт-Петербурге был торжественно открыт Институт корпуса инженеров путей сообщения (ныне Петербургский государственный университет путей сообщения Императора Александра I).

С конца XVIII в. изысканием, проектированием, строительством и эксплуатацией путей сообщения России занимались Департамент водяных коммуникаций и Экспедиция устроения дорог в государстве. В 1801–1809 годах эти ведомства возглавлял граф Николай Петрович Румянцев. В 1809 году он представил Александру I «Предложения о надежных мерах для учреждения по всей России удобных сообщений на суше и на воде». В том числе, он предлагал учредить высшее учебное заведение для подготовки инженеров, способных возглавить строительство дорог и мостов, речных и морских портов, гражданских и транспортных сооружений.

Высочайше утвержденным Манифестом от 20 ноября 1809 года в Российской империи было организовано Управление водяными и сухопутными сообщениями. Этим же Манифестом учреждены Корпус инженеров путей сообщения и Институт корпуса инженеров путей сообщения.

Первым ректором института стал Августин де Бетанкур-и-Молина (1758–1824). Испанский, затем российский государственный деятель и ученый, инженер и архитектор, Бетанкур был организатором инженерного образования в России, преобразователем транспортной системы Российской империи и автором проектов многих инженерных сооружений в нашей стране.

В своей записке к проекту нового вуза Бетанкур писал: «... снабдить Россию инженерами, которые прямо по выходе из заведения могли бы быть назначены к производству всех работ в Империи».

Институт разместился во дворце князя Юсупова на набережной Фонтанки, построенном по проекту архитектора Джакомо Кваренги в 1790-е годы. Новый вуз был торжественно открыт 1 (13) ноября 1810 года, а 3 ноября начались занятия с воспитанниками первого набора.

В 2003 году в сквере перед входом в университет был торжественно открыт памятник Августину Бетанкуру. Автор памятника — скульптор Владимир Горевой. Средства на создание памятника и реконструкцию сквера выделили Испанский корпус инженеров путей сообщения, Мадридский университет, МИД Испании, МПС РФ и ПГУПС.

1851 г. Открыта Николаевская (Октябрьская) железная дорога

Октябрьская (Николаевская, как она стала называться после смерти императора Николая I) железная дорога — старейшая в России. Ее история началась в 1837 году с открытия железнодорожной линии Санкт-Петербург — Царское Село.

В начале 1842 года Николай I повелел приступить к строительству железной дороги между Санкт-Петербургом и Москвой. Первый пассажирский поезд до села Колпино отправился в мае 1847 года. Рядом с местом, где через четыре года построили Николаевский вокзал, стояла двухэтажная деревянная станционная постройка.

Здание Московского (Николаевского) вокзала было возведено в 1844–1851 годах по проекту архитектора К.А. Тона. Это «брат-близнец» построенного им же Петербургского (ныне Ленинградского) вокзала в Москве.

(1) 13 ноября 1851 года новая железная дорога соединила две российские столицы. В 11 часов 15 минут из Петербурга отправился «всенародный поезд», который прибыл в Москву на Петербургский вокзал на следующий день в 9 часов утра. В пути он пробыл 21 час 45 минут.

Расстояние между Петербургом и Москвой составляет 598 верст (634 километра), длину дороги определили в 604 версты (644 километра). В то время это была самая длинная в мире железная дорога из двух путей.

В первое время между столицами курсировали два пассажирских и четыре товарных поезда. Пассажирский поезд состоял из 7 вагонов, товарный — из 15. Средняя скорость движения составляла 29,6 км/ч.

1868 году в связи с возросшим пассажиропотоком была начата реконструкция Николаевского вокзала. К нему пристроили двухэтажный флигель для багажа, а правое крыло здания соединили с царскими покоями. Позднее со стороны Лиговского проспекта возвели кирпичное здание отделения Николаевской железной дороги.

В 1923 году, с переименованием Николаевской железной дороги в Октябрьскую, то же название получил и вокзал. Но уже в 1930 году он стал Московским. Позднее вокзал перестраивали еще дважды: в конце 1950-х и в 1967 году.

В 1996–2000 годы проведена реконструкция магистрали Петербург-Москва. Это фактически новая современная железная дорога, где составы могут достигать скорости 200-260 км/ч.

Хотите больше знать об истории города? Посетите одну из наших авторских экскурсий по Петербургу!

Интересные экскурсии

Исаакиевский собор и вид с колоннады
Посещение главного собора Санкт-Петербурга с персональным гидом
Шедевры Русского музея
Посещение Михайловского дворца в сопровождении персонального гида
Дворцы дома Романовых
Знаменитые дворцы императорской фамилии на автомобильной экскурсии