Знаменитые строения Петербурга, 6–12 сентября

showcase image

В рубрике «Знаменитые строения» мы рассказываем об известных дворцах, храмах и доходных домах, памятниках, садах и парках, мостах и других достопримечательностях Санкт-Петербурга, заложенных или открытых в эти дни.

6 сентября

1826 г. Открытие Египетского моста через реку Фонтанку

(25 августа) 6 сентября 1826 года в Санкт-Петербурге на Фонтанке был открыт Египетский цепной мост.

Проект нового однопролетного цепного моста через Фонтанку разработал инженер В. А. Христианович при консультации В. фон Треттера. Работы по сооружению переправы начались в августе 1825 года, велись днем и ночью и продолжались ровно год. 25 августа 1826 года состоялось торжественное открытие моста, первоначально названного Большим Цепным.

В 1836 году мост переименовали в Египетский Цепной, а в 1867 году в Египетский — по своеобразному архитектурному решению. Идея построить мост в египетском стиле возникла, вероятно, под влиянием модного иллюстрированного издания «Описание Египта, или Собрание находок, которые сделаны в Египте во время экспедиции французской армии» — книга вышла в 1809 году в Париже и была популярна в России.

Мост был пышно декорирован. Каждый портал состоял из трех круглых чугунных колонн высотой 6,5 метров. Порталы были украшены египетскими капителями и золочеными орнаментами в виде иероглифов.

Колонны и контрфорсы перекрывались балкой с развитым египетским карнизом, на котором были укреплены золоченые изображения бога Ра в виде крылатого солнца. Между порталами провисали три ряда парных цепей, от которых для поддержания настила проезжей части опускались 93 железных вертикальных стержня. В местах присоединения стержней к цепям — чугунные бляхи с украшениями из птичьих головок. Чугунные перила моста также были исполнены в «египетской манере».

По обе стороны порталов располагались сфинксы, изготовленные по моделям скульптора П. П. Соколова и отлитые на заводе Берда в Петербурге. Пьедесталы изготовили в Петрозаводске. На порталах и над головами сфинксов крепились шестигранные фонари.

Порталы, решетка, пьедесталы под сфинксами и цепи были выкрашены в коричневый цвет и имитированы под старую бронзу, а сфинксы покрыли желтой краской «под бронзу».

Египетский мост послужил 79 лет, в течение которых не было ни одной капитальной реконструкции. Длительная эксплуатация моста без капремонта привела к катастрофе. 20 января 1905 года, когда по мосту проходил эскадрон Конногвардейского полка, он обрушился. На мосту в это время находились 56 кавалеристов и несколько пешеходов. Вместе с настилом, проломившим лед, они оказались в воде. Всех людей удалось спасти, но три лошади погибли.

Газета «Новое время» так писала о последствиях аварии: «Жалкую картину представляет теперь бывший Египетский мост... Только чугунные, выкрашенные в красную краску сфинксы молчаливо, загадочно смотрят на волнующуюся толпу...»

Для расследования причин разрушения моста была создана специальная комиссия Городской думы. Как выяснилось, причиной аварии явилась раковина в металле одной из цепей.

Остатки конструкций Египетского моста были разобраны, остались только береговые устои и скульптуры сфинксов. Вместо разрушенного моста чуть выше по течению в створе Усачева переулка (ныне пер. Макаренко) был построен временный деревянный мост. Его открытие состоялось 16 апреля 1905 года.

Проект существующего Египетского моста разрабатывался уже после Великой отечественной войны. Архитекторы сохранили в облике моста мотивы древнеегипетского искусства, вернулись на мост и легендарные сфинксы. 30 декабря 1955 года новый Египетский мост был введен в эксплуатацию.

24 февраля 1989 года на мосту вновь случилась авария, хоть и не столь значительная: в одного из сфинксов врезался автомобиль, и от сильного удара скульптура упала в Фонтанку. Позднее сфинкса подняли из воды и восстановили.

7 сентября

1827 г. Церемония закладки Нарвских ворот

7 сентября (26 августа по старому стилю) 1827 года, в годовщину Бородинского сражения, в Санкт-Петербурге состоялась церемония закладки Нарвских триумфальных ворот, взамен обветшавших деревянных.

Первоначально триумфальные ворота были построены для встречи российских войск, возвращавшихся из Европы в 1814 году. Их возвели по проекту Джакомо Кваренги из дерева и алебастра на Нарвской заставе, у границы города вблизи Обводного канала.

Деревянные ворота быстро пришли в негодность. Генерал-губернатор Санкт-Петербурга, участник Отечественной войны М.А. Милорадович выступил за реконструкцию сооружения. Высочайшим повелением императора Николая I новые каменные ворота было решено разместить на берегу реки Таракановки, несколько южнее прежнего места.

Проект Нарвских ворот составил архитектор Василий Стасов. По воспоминаниям архитектора, церемония закладки началась в полдень 26 августа. Члены императорской фамилии установили 11 закладных камней в форме креста, последний уложил сам Стасов. Затем он вынес на золотом блюде золотые монеты, которые были разложены на камнях. На один из камней возложили медали «За 1812 год» и «За вход в Париж». Затем закладные камни установили члены комитета, генералы, флигель-адъютанты, командиры и, наконец, солдаты гвардейских полков. На камни он возложили медали, сняв их со своих мундиров.

Триумфальные Нарвские ворота торжественно открыты 29 августа 1834 года.

Двенадцатиколонная арка украшена скульптурой, чьи авторы — В. И. Демут-Малиновский, С. С. Пименов, П. К. Клодт и другие; венчает ее колесница Славы с шестеркой коней.

Нарвским воротам посвящена одна из самых значительных работ великого русского художника Павла Филонова (1883–1941). На его картине 1929 года воссоздана петербургская легенда о том, что на Нарвских воротах стоит колдун или некое языческое божество.

Поднявшись по винтовой лестнице внутри Нарвских ворот, вы попадете в выставочный зал, расположенный в аттике. Здесь находится музей «Нарвские ворота» — филиал Государственного музея городской скульптуры.

8 сентября

1801 г. Заложен Казанский собор

(27 августа) 8 сентября 1801 года в Санкт-Петербурге был торжественно заложен Казанский собор. Возводился он по проекту А.Н. Воронихина, освящен в 1811 году.

Там, где сейчас расположен Казанский собор, в начале XVIII века были переведенские слободы. На месте пересечения Невской першпективы и речки Кривуши (ныне канал Грибоедова) находились деревянные строения госпиталя и дома его служащих. При этом госпитале в 1710 году была построена часовня, а в 1712 году — деревянная церковь.

6 сентября 1733 года по указу императрицы Анны Иоанновны на месте деревянной церкви был заложен храм Рождества Пресвятой Богородицы. Строился он по проекту М.Г. Земцова, который взял за образец Петропавловский собор. Многоярусная колокольня новой Рождественской церкви, достигавшая высоты 58 метров, была заметным украшением Невского проспекта.

2 июля 1737 года в храм перенесли икону Казанской Божией Матери, а 13 (24) июня 1737 года в присутствии императрицы Анны Иоанновны состоялось торжественное освящение церкви. По хранимой здесь иконе ее стали именовать Казанской.

Во время правления Елизаветы Петровны церковь получила статус собора. Храм, официально названный Казанским собором, во второй половине XVIII — начале XIX веков был главным в Санкт-Петербурге. В 1762 году здесь принимала присягу гвардии Екатерина II, взошедшая на престол после дворцового переворота. В 1773 году здесь венчались будущий император Павел I и принцесса Гессен-Дармштадская.

К концу XVIII века здание Казанского собора обветшало, перестало соответствовать сложившемуся к тому времени облику парадного Невского проспекта. В 1797–1800 годах был проведен конкурс на проект нового храма. По требованию Павла I он должен был походить на собор Святого Петра в Риме.

На церемонии закладки Казанского собора Павел I уже не присутствовал — он был убит в марте 1801 года. 27 августа (7 сентября) 1801 года в закладке участвовал Александр I.

Необычный для русской архитектуры однокупольный собор с наружной колоннадой строился по проекту архитектора Андрея Воронихина в течение 10 лет. Первоначально его Казанский собор планировали возвести к 1804 году, однако работы затянулись. Строился собор южнее Рождественской церкви, которая все это время она продолжала свою работу.

Собор считается выдающимся памятником русской архитектуры, он стал вехой начала золотого периода русского зодчества.

Собор можно по праву назвать рукотворным, так как техника при строительстве практически не применялась, материалами служили камни-монолиты, привезенные из Карелии. Внутреннее покрытие полов выполнено из русского мрамора Сортавалы и розового Карельского Белогорского мрамора. Шокшинский мрамор стал отделкой амвона, царского места и ступеней алтаря. Впервые в строительной практике Воронихиным была применена металлическая конструкция купола.

В строительстве Казанского собора не участвовал ни один иностранный мастер. Бригадой каменщиков руководил Самсон Суханов.

В нишах северного фасада расположили четыре бронзовые скульптуры: князья Владимир и Александр Невский (скульптор С. Пименов), Андрей Первозванный (В. И. Демут-Малиновский), Иоанн Креститель (И. П. Мартос). Бронзовые двери входа с северной стороны здания являются копией дверей баптистерия (крестильного дома) XV века во Флоренции. Иконы для Казанского собора были написаны В. Боровиковским, О. Кипренским, А. Ивановым и другими известными художниками.

Строительные работы были завершены в 1811 году. Казанский собор стал самым высоким храмом начала XIX века. Его высота достигает 71,5 метра.

15 сентября 1811 года митрополит Амвросий торжественно освятил новый храм.

Особая достопримечательность и главная святыня собора — чудотворная икона Казанской Божией Матери. Свидетели начала XIX в так описывают это произведение искусств: богатое украшение, щедро сдобренное драгоценностями. Свет почти как дневной, благодаря тысячам горящих свечей, заставляющих преклонить колени перед алтарем.

После Отечественной войны 1812 года собор стал памятником русской воинской славы. В 1813 году здесь был похоронен полководец М.И. Кутузов. В 1837 году перед с собором открыты памятники М. И. Кутузову и М. Б. Барклаю-де-Толли.

В 1899–1900 годах перед Казанским собором был устроен сквер. Фонтан работы Ж. Ф. Тома де Томона (1809 год) перенесли сюда с Пулковского шоссе в 1934 году.

После 1917 года с купола сняли крест, на его месте установили позолоченный шар со шпилем. В 1932 году здесь открылся музей истории религии и атеизма. Икону Казанской Божией Матери перенесли во Владимирский собор. 29 марта 1998 года собор был возвращен церкви, ему возвращена икона Казанской Божией Матери.

10 сентября

1756 г. Учрежден Русский театр в Санкт-Петербурге (ныне Александринский театр)

(30 августа) 10 сентября 1756 года императрица Елизавета Петровна издала Указ об учреждении «русского для представления трагедий и комедий театра» — ныне Александринского театра. Труппу возглавил «отец русского театра» Федор Волков, директором театра стал драматург А.П. Сумароков.

С 1759 года театр получил статус придворного. Но своего здания у театра не было — актеры труппы долгое время играли на разных театральных сценах.

В 1801 году на том месте, где сейчас стоит «Александринка», был построен деревянный театр для итальянской труппы Казасси. Через некоторое время эта труппа была распущена, а здание было выкуплено в казну и стало называться Малым театром. 31 августа (12 сентября) 1832 года на его месте было торжественно открыто новое величественное здание Александринского театра, возведенное по проекту Карла Росси.

Театр назвали Александринским в честь супруги императора Николая I Александры Федоровны.

Здание выполнено в стиле ампир. Основной фасад со стороны Невского проспекта оформлен глубокой многоколонной лоджией. Боковые фасады здания выполнены в виде восьмиколонных портиков. С противоположной стороны к театру ведет улица Зодчего Росси, составляющая общий ансамбль с театром.

Здание окаймляет выразительный скульптурный фриз с античными масками и гирляндами лавровых ветвей. В нишах на торцевых фасадах — статуи муз, на аттике главного фасада — квадрига Аполлона, созданная по проекту выдающегося скульптора В. И. Демута-Малиновского. Лоджия с мощной коринфской колоннадой увенчана аттиком с лепными рельефами Славы и колесницей Аполлона.

При проектировании конструкций театра применены новейшие для того времени инженерные решения, в том числе оригинальные системы металлических конструкций кровли, изобретенные К. И. Росси вместе с инженером М. Е. Кларком.

Места для зрителей создавались по пятиярусной системе лож с амфитеатром и просторным партером. Ложи богато украшены золочёной резьбой: резьба центральной («Царской») ложи, а также лож у сцены выполнена по рисункам Росси. Интерьеры театра практически сохранили свою первоначальную отделку.

11 сентября

1825 г. Освящен Михайловский дворец

Великокняжеский Михайловский дворец — часть уникального архитектурного ансамбля Карла Росси.

Строительство дворца для великого князя Михаила Павловича было запланировано его отцом — Павлом I, но началось только при Александре I. Торжественная закладка здания состоялась 14 июля, а само строительство — 26 июля 1819 года. На сооружение дворца ушло 6 лет. 30 августа (11 сентября) 1825 года он был освящен.

Парадный фасад дворца обращен к площади. Нижний этаж, обработанный рустом, является основанием для устремленного вверх бельэтажа, решенного в виде трехчетвертной коринфской колоннады. В оригинальных орнаментах, составленных из доспехов и оружия, отразилась эпоха военного триумфа России.

Дворец имеет четыре этажа. Нижний этаж предназначался для повседневного пользования: личные комнаты владельцев, детские, резервные для гостей. В бельэтаже залы располагались анфиладой: на западной и северной сторонах — бальные, на восточной — парадные княжеские покои. В юго-восточном углу антресольного этажа был поставлен домовый храм св. Архистратига Михаила, в цокольном этаже размещались кухни.

Со стороны Марсова поля разбит сад при дворце — также Михайловский.

Внутреннее убранство поражало великолепием и выдержанностью стиля не меньше, чем внешний архитектурный облик. В каждом зале дворца Росси создал свой ансамбль из элементов, сосуществующих в единой гармонии.

Особое впечатление оставляет сохранившийся доныне грандиозный вестибюль — широкая входная арка, торжественные марши парадной лестницы, венчающая ее коринфская колоннада в бельэтаже, богато украшенный росписью плафон с верхним просветом (работа Джованни-Батиста Скотти), а по стенам — ряды прекрасно исполненных барельефов.

Сегодня в Михайловском дворце располагаются основные экспозиции Государственного Русского музея.

1834 г. На Дворцовой площади воздвигнута Александровская колонна

Александровская колонна в стиле ампир была воздвигнута в центре Дворцовой площади Санкт-Петербурга по указу императора Николая I в память о победе над Наполеоном.

Сооруженная по проекту архитектора Огюста Монферрана, Александровская колонна должна была соперничать с Вандомской, установленной в Париже в честь побед Наполеона.

Общая высота Александровской колонны — 47,5 метра. Ствол колонны — монолит красного гранита, привезенного из-под Выборга. Колонну венчает фигура ангела, попирающего крестом змею. Лицу ангела скульптор Б. Орловский придал черты Александра I.

Постамент также изготовлен из цельного куска гранита и украшен барельефами, аллегорически изображающими различные эпизоды военных действий Отечественной войны 1812 года.

Колонна не врыта в землю и не укреплена на фундаменте, она стоит на гранитном основании без каких-либо дополнительных опор и держится только за счет точного расчета и под действием собственной силы тяжести. Общий вес сооружения — 704 тонны.

Торжественное открытие памятника состоялось (30 августа) 11 сентября 1834 года. На церемонии присутствовали Николай I с семьей, дипломатический корпус и представители русской армии. Затем на площади был проведен грандиозный военный парад, в котором приняли участие около ста тысяч человек, в том числе и полки, отличившиеся в Отечественной войне 1812 года.