Знаменитые строения Петербурга, 27 декабря — 3 января

showcase image

В рубрике «Знаменитые строения» мы рассказываем об известных дворцах, храмах и доходных домах, памятниках, садах и парках, мостах и других достопримечательностях Санкт-Петербурга, заложенных или открытых в эти дни.

29 декабря

1798 г. Основана Военно-медицинская академия

(18) 29 декабря 1798 года Павел I издал указ «Об ...устроении при главных госпиталях особого здания для врачебного училища и учебных театров». Этот день считается датой основания Медико-хирургической академии (ныне Военно-медицинская).

Инициатором создания академии стал главный директор Медицинской коллегии барон А. И. Васильев, представивший императору специальный доклад, в котором убедительно обосновал необходимость создания Медико-хирургического училища, как центра подготовки квалифицированных медицинских кадров. Вскоре училище было переименованного в Медико-хирургическую академию, а в 1808 г. Александр I дал ей право именоваться Императорской.

Военно-медицинская академия сыграла выдающуюся роль в развитии отечественной медицины. В ее стенах работали великие русские ученые — Н. И. Пирогов, И. М. Сеченов, С. П. Боткин, И. П. Павлов, В. М. Бехтерев и другие выдающиеся врачи. Наряду с медицинским, академия положила начало также высшему ветеринарному и фармацевтическому образованию.

Строительство главного здания академии было начато в 1799 г. по проекту Антонио Порто и закончено в 1809 году под руководством А. Н. Воронихина. Разработка проекта велась по программе, составленной врачами-экспертами, и предусматривала создание учебных клиник, аудиторий, кабинетов, библиотеки, жилых помещений для учащихся. Здание отвечало самым высоким требованиям медицинской науки того времени.

Двухэтажное каменное здание состоит из главного корпуса, расположенного в глубине обширного парадного двора, и двух симметричных, прямоугольных в плане боковых флигелей, обращенных лицевыми фасадами на улицу. Общий характер композиции здания типичен для русского классицизма конца 1790-х годов. Центральный корпус, обработанный портиком из шести коринфских колонн, несущих фронтон, увенчан куполом, близким по очертанию к куполу Таврического дворца. Подобные же купола венчают кубические угловые павильоны боковых флигелей с лоджиями.

Стены главного зала украшены знаменитыми фресками итальянского художника Пьеро ди Анжели, им же выполнены художественное оформление купола и изображения богинь врачевания, фармации и науки в «парусах», окаймляющих купол.

Сады Военно-медицинской академии созданы еще до ее основания. На рубеже XVIII—XIX веков они были перепланированы, а в XIX веке академия стала центром обширного медицинского городка.

Среди других корпусов ВМА стоит обратить внимание на огромное здание Сухопутного и Морского госпиталей (ныне Военно-клинический госпиталь), протянувшееся вдоль Пироговской набережной, дома 3-5. Здание построено во второй половине XVIII века по проекту Г. С. Войницкого.

1837 г. Пожар в Зимнем дворце

Иллюстрация: Бенжамин Ричард Грин. «Пожар в Зимнем дворце в 1837 году». СПб, 1838 г.

Пожар в Зимнем дворце 17 (29) декабря 1837 года стал одним из самых грандиозных пожаров в истории Российской империи.

Пожар начался в восемь часов вечера и длился около 30 часов, а само здание тлело почти три дня. В результате пожара полностью выгорели второй и третий этажи Зимнего дворца, в том числе интерьеры Ф. Б. Растрелли, Кваренги, Монферрана, Росси и других знаменитых художников-оформителей; были утрачены многочисленные рукописи и хроники, относившиеся к различным событиям российской истории (восстание декабристов, русско-турецкие войны и т. д.), навсегда потеряны многочисленные произведения искусства и быта.

Спасенные от огня ценности вынесли на Дворцовую площадь и сложена вокруг Александровской колонны, откуда их доставляли в разные кладовые и хранилища.

Выяснением причин происшествия занимались специальная следственная комиссия под руководством А. X. Бенкендорфа, а также Гоф-интендантская контора во главе с ее вице-президентом А. А. Щербининым. Расследование показало, что возникновению пожара способствовала реконструкция помещений дворца, проведенная под руководством Огюста Монферрана в 1833 году: в Фельдмаршальском и Петровском залах были установлены фальшивые деревянные стены, а в образовавшийся между деревянными и каменными стенами воздушный мешок из-за допущенной инженерной ошибки был сделан выход дымовых труб из подвальных помещений дворца.

Монферрановский проект переустройства дворца был лично проверен и утвержден императором Николаем I. По словам историка В. М. Глинки, «Николай I мнил себя знатоком строительного дела и архитектуры, входил во все подробности дворцового строительства; без согласования с ним ничего не могло быть сделано при перестройках». Признание ошибок в проекте поставило бы под сомнение компетентность самодержца, поэтому расследование было спущено на тормозах. Сравнительно мягко были наказаны только А. А. Щербинин и командир пожарной роты дворца капитан Щепетов: их отправили в отставку.

На реставрацию дворца ушло свыше двух лет. Почти все внутреннее убранство было спроектировано заново. К 1840 году Зимний дворец был полностью отстроен; работами руководил П. А. Клейнмихель, удостоенный в 1839 году графского титула.

30 декабря

1985 г. Открыта Правобережная линия метро

Иллюстрация: Проект центрального зала станции «Театральная». Источник: https://krti.gov.spb.ru/.

30 декабря 1985 года в Ленинграде была открыта новая, Правобережная линия метро — от станции «Площадь Александра Невского» до станции «Проспект большевиков».

Четвертая линия Петербургского метрополитена, известная как Правобережная, Лахтинско-Правобережная или оранжевая линия, соединяет центр с юго-восточными районами Санкт-Петербурга на правом берегу Невы. Несмотря на название, полностью «правобережной» никогда не была, так как станция «Площадь Александра Невского», входящая в линию с первого дня ее существования, находится на левом берегу Невы.

До 2009 года в состав Правобережной линии входил участок Фрунзенско-Приморской от станции «Садовая» до станции «Комендантский проспект». 7 марта 2009 года с открытием станции «Спасская» был создан единственный в Петербурге трехстанционный пересадочный узел «Спасская» — «Садовая» — «Сенная площадь», и эта станция стала конечной на линии.

В настоящее время строится продолжение Лахтинско-правобережной линии от «Спасской» до станции «Большой проспект» («Горный институт»), включая станцию «Театральная», чей наземный вестибюль планируется расположить на пересечении улиц Декабристов и Глинки.

31 декабря

1834 г. Открыта первая в России детская больница

31 декабря 1834 года в Петербурге на частные пожертвования была открыта первая в России и вторая в мире педиатрическая больница — Николаевская детская больница.

Проект учреждения больницы для малолетних детей из неимущих слоев, подверженных инфекционным и детским болезням, был разработан в конце 1833 года. Авторами проекта стали врачи Н. Ф. Арендт, К. И. Фридебург и сенатор А. И. Апраксин.

Больница вместимостью 60 коек была открыта в доме полковника Оливье недалеко от Аларчина моста. Она стала первой в России и второй в Европе (после парижской). Первым директором и главным доктором лечебницы стал герой Отечественной войны, лекарь лейб-гвардии Кексгольмского полка К. И. Фридебург. После его кончины в 1835 году больницей более четверти века руководил доктор медицины, лейб-медик Федор Иванович фон Вейссе.

В 1842 году больница переехала в реконструированное помещение на Большой Подьяческой улице и стала получать государственные дотации. В 1859 году, к своему 25-летию, она получила название «Николаевская детская больница» — в память императора Николая I.

В 1917 году открылось новое здание больницы на Аптекарском острове (ул. Чапыгина, 13), а год спустя ей было присвоено имя выдающегося русского педиатра Нила Федоровича Филатова.

С 1996 года детская инфекционная больница № 5 имени Филатова располагается на Бухарестской улице. Это крупнейший детский стационар города.

1957 г. Открыт Балтийский мост

65-летний юбилей отмечает в этом году Балтийский пешеходный мост через Обводный канал. До 50-х годов XX столетия переправы на этом месте не было — строительство моста потребовалось для переброски теплофикационных труб.

Мост построили в 1957 году по проекту архитектора П. А. Арешева и инженера А. А. Куликова. Он был выполнен в классическом, почти парадном, петербургском стиле. Особое внимание привлекали светильники — оригинальные чугунные торшеры художественного литья на гранитных пьедесталах. Композиция представляла собой пучки копий или пик, перевитых орнаментованными лентами, причем, средняя, наиболее высокая пика удерживала стрелу с подвешенным к ней фигурным многогранным фонарем.

31 декабря 1957 года Балтийский мост был открыт. Первое время его в народе называли Ново-Балтийским.

На картинке — Балтийский мост в 1970-х гг. Вид переправы изменился в 2007 году после того, как вплотную к нему с восточной стороны был сооружен Митрофаньевский автотранспортный мост. По одному из проектов реконструкции Митрофаньевского шоссе планировалось перестроить Балтийский мост, однако в итоге от этой идеи отказались, и было принято решение возвести рядом новый.

Светильники Балтийского моста пришлось демонтировать, т. к. на новом Митрофаньевском мосту были предусмотрены четыре индивидуальные опоры освещения.

На северном берегу Обводного канала в створе Балтийского моста выделяются классические здания Измайловских армейских провиантских магазинов, построенные в 1819–1822 годах по проекту архитектора В. П. Стасова. Именно это место изображено на картине М. В. Добужинского 1902 года.

1 января

1857 г. Учрежден Ленинградский металлический завод (ЛМЗ)

(20 декабря) 1 января 1857 года Император Александр II утвердил устав Металлического завода в Санкт-Петербурге. Эта дата считается днем рождения предприятия.

Санкт-Петербургский металлический завод был основан в 1857 году купцом Сергеем Нефедьевичем Растеряевым. Завод строил вначале небольшие котлы, приборы отопления, выполнял различные металлические работы.

Первоначально завод был кустарной мастерской, но после высочайшего утверждения устава превратился в акционерное предприятие под официальным названием «Компания Санкт-Петербургского металлического завода».

На заводе работали квалифицированные инженеры, приглашенные из Германии. В 1867 году компанию возглавил Отто Крель. Под его руководством были налажены котельное производство, изготовление приборов для отопления и вентиляции, выпуск металлоконструкций различного назначения, подъемных кранов, плавучих доков, мостов. Паровые турбины завод начал выпускать в 1907 году. Кроме того, завод имел крупный артиллерийский отдел.

В 1930 году при заводе был создан первый в стране ВТУЗ, ныне Санкт-Петербургский институт машиностроения.

В настоящее время ЛМЗ проектирует и производит паровые, гидравлические и газовые турбины различной мощности. Завод является филиалом ПАО «Силовые машины».

Хотите больше знать об истории города? Посетите одну из наших авторских экскурсий по Петербургу!

Интересные экскурсии

Путём Раскольникова: мифы и правда о Достоевском
Необычная прогулка по «изнанке» Санкт-Петербурга
Интимные секреты Эрмитажа
Очень необычная экскурсия в Зимний дворец — строго 18+
Обзорный тур по городу с персональным гидом
Все главные достопримечательности Петербурга — за три часа с комфортом