Знаменитые строения Петербурга, 26 июля – 1 августа

showcase image

В рубрике «Знаменитые строения» мы рассказываем об известных дворцах, храмах и доходных домах, памятниках, садах и парках, мостах и других достопримечательностях Санкт-Петербурга, заложенных или открытых в эти дни.

26 июля

1753 г. Заложен Николо-Богоявленский Морской собор

В этот день в 1753 году на месте предыдущего деревянного храма был заложен Николо-Богоявленский Морской собор «в воздаяние достойной памяти славных дел флота Российского». Местом для строительства храма была избрана юго-западная часть столицы, где располагались казармы лейб-гвардии флотского экипажа. Там же, между Фонтанкой и Мойкой, жили чиновники морского ведомства.

Собор, построенный по проекту архитектора Саввы Чевакинского, был освящен в 1762 году. Он стал ярким памятником елизаветинского барокко в церковной архитектуре. Отдельно стоящая колокольня, завершенная высоким шпилем, возведена в 1755–1758 годах.

Крестообразное в плане здание Никольского морского собора украшено коринфскими колоннами, лепными наличниками, широким антаблементом и увенчано золочёным пятиглавием. Богатую пластику фасада дополняют балконы с узорными коваными решётками.

Нижняя трехпридельная Никольская церковь освящена во имя святого Николая Чудотворца, который традиционно считается покровителем плавающих и путешествующих, верхняя однопрестольная церковь — во имя Богоявления Господня. Главная святыня собора — греческая икона святителя Николая Чудотворца XVII века с частицей его мощей.

В 1908 году в саду перед храмом был воздвигнут обелиск в память об экипаже броненосца «Император Александр III», погибшем в Цусимском сражении.

После Октябрьской революции 1917 года Никольский морской собор не закрывался, работал он и во время блокады. 10 марта 1966 года в соборе отпевали поэта Анну Ахматову.

27 июля

1816 г. Торжественно открыто здание Биржи

(15) 27 июля 1816 года на стрелке Васильевского острова было торжественно открыто здание Биржи, построенное по проекту Тома де Томона (существуют и другие версии даты открытия, но эта — наиболее распространенная).

Первое здание Фондовой биржи на Стрелке Васильевского острова строилось в 1781–1787 годах по проекту Дж. Кваренги. Однако Биржа там так и не открылась, здание стало ветшать и было снесено.

Новый проект Биржи разработал французский архитектор Ж.Ф. Тома де Томон. Величественное сооружение на Стрелке Васильевского острова начали строить в 1804 году. Строительство затянулось из-за войны с Наполеоном, и открытие Биржи состоялось летом 1816 года.

Двухэтажное здание Биржи с огромными полуциркульными окнами окружено грандиозной колоннадой дорического ордена. Здание возведено по типу храмов Древней Греции и располагается на стилобате — высокой каменной платформе. К входу ведут широкие торжественные лестницы и пологие пандусы.

Газета «Северная пчела» отмечала, что «новая С.-Петербургская Биржа принадлежит, без сомнения, к числу знаменитейших и прекраснейших зданий в Европе».

Связь здания Биржи с торговлей и водной стихией подчеркивают скульптурные группы, которые выполнены известным мастером Самсоном Сухановым. Фасад украшен скульптурой «Нептун с двумя реками»: бог морей в короне и с трезубцем торжественно въезжает на колеснице, запряженной четверкой морских коней, в воды Невы, рядом с Нептуном две фигуры — женская и мужская. С противоположной стороны Биржи — подобная скульптурная группа «Навигация с Меркурием и двумя реками».

Перед зданием Тома де Томон установил две ростральные колонны со скульптурами морских богов. Считается, что фигуры аллегорически изображают великие русские реки: Волгу, Днепр, Неву и Волхов.

С 1940 по 2014 год в здании Биржи размещался Центральный военно-морской музей, затем оно было передано Государственному Эрмитажу.

29 июля

1764 г. Заложен каменный Андреевский собор

Андреевский собор на Васильевском острове — один из старейших петербургских храмов, памятник архитектуры XVIII века. Собор был заложен (18) 29 июля 1764 года на месте деревянной Андреевской церкви.

История храма восходит к петровским временам. В 1724 году Петр I заказал проект Андреевской церкви известному шведскому архитектору Никодемусу Тессину-младшему. Храм предполагали возвести на стрелке Васильевского острова. Зодчий предоставил проектные чертежи, была изготовлена модель церкви, однако из-за внезапной кончины Петра осуществить замысел не удалось.

Деревянная Андреевская церковь была заложена в 1729 году. Для строительства был выделен участок на углу Большого проспекта и 6 линии Васильевского острова, где по первому плану 1715 года предполагалось устройство площади. 8 октября 1732 года она была освящена во имя святого апостола Андрея Первозванного, в 1744 году ей был присвоен статус собора, а в 1761 году деревянное здание сгорело от попадания молнии.

Строительство каменного храма началось в 1764 году по проекту архитектора А.Ф. Виста. Работы велись на пожертвования частных лиц и самой императрицы Екатерины II. Но 6 августа 1766 года во время сооружения свода неожиданно рухнул купол, и Виста посадили под арест. Впоследствии его оправдали, и он продолжил строительство вместе с архитектором А.А. Ивановым.

После освящения, которое состоялось в 1780 году, храм продолжали расширять и украшать. При Павле I собор стал орденским храмом ордена Андрея Первозванного. В 1798 году внутри была исполнена лепка и выстроена ограда с часовней, в 1813 году интерьер храма заново расписан. На колокольне собора имелось 10 колоколов. Большой воскресный колокол весом 258 пудов и меньший, весом 129 пудов отлили для храма в 1806 году в Москве на заводе Николая Самгина. Вседневный колокол был отлит в 1796 году на Валдае.

До наших дней в соборе сохранился великолепный резной деревянный 17-метровый золоченый иконостас XVIII века, один из старейших в городе.

При советской власти храм с 1922 года принадлежал обновленцам, но в 1938 году закрыт, его вернули церкви в 1992 году.

От Андреевского собора происходит название расположенного рядом Андреевского рынка и Андреевского бульвара. Эта красивейшая пешеходная зона в Петербурге расположена на 6-й и 7-й линиях Васильевского острова.

30 июля

1950 г. Открыты Приморский парк Победы и стадион им. С. М. Кирова

Приморский парк Победы был заложен 7 октября 1945 года в ознаменование Победы в Великой Отечественной войне и открыт 30 июля 1950 года к пятилетию Победы.

В допетровские времена на месте парка располагались хуторские острова, отделенные друг от друга болотами и мелколесьем. Первые парковые работы начались в начале ХVIII века, когда Крестовский остров принадлежал губернатору Александру Меньшикову.

После революции остров вошел в состав Приморской части города. Весной 1945 года было принято решение о создании в Ленинграде двух парков Победы — Московского и Приморского. Под Приморский парк Победы отвели западную часть Крестовского острова, проектирование парка было поручено мастерской академика архитектуры Александра Никольского.

Сегодня это один из красивейших парков города и любимое место отдыха петербуржцев и гостей Северной столицы. По своему разнообразию он приближается к дендропарку. Особенно любим посетителями парка Северный пруд, на котором уже более 50 лет живут лебеди.

Строительство стадиона началось еще в 1932 году по проекту Александра Никольского. На берегу залива насыпали искусственный холм, но работы были прерваны войной. Возобновилось строительство в 1945 году.

Стадион им. С. М. Кирова, на тот момент — один из крупнейших в мире, был торжественно открыт 30 июля 1950 года вместе с парком. После марш-парада 8 000 физкультурников на стадионе состоялся матч чемпионата СССР по футболу между ленинградскими командами «Зенитом» и «Динамо». Закончился он вничью — 1:1.

К московской олимпиаде 1980 года стадион был реконструирован. На центральной лестнице установили скульптуры спортсменов, появилась чаша для олимпийского огня. Позже на ней были укреплены символы Санкт-Петербурга — якоря и скипетр.

Стадион им. Кирова просуществовал до 2006 года, а в 2017 году на его месте открылся современный футбольный стадион «Газпром Арена».

31 июля

1753 г. Заложена церковь Успения Пресвятой богородицы (Спас-на-Сенной)

(20 31 июля 1753 года в Петербурге на Сенной площади заложена церковь Успения Пресвятой богородицы (Спас-на-Сенной). Храм строился на средства богатого откупщика Саввы Яковлева (Собакина) по проекту архитектора Андрея Квасова. По некоторым версиям, в ее создании участвовал и знаменитый зодчий Бартоломео Растрелли. В 1761–1765 годах храм был освящен.

Архитектура храма была выдержана в смешанном стиле. Величественное здание увенчивали пять куполов на многогранных барабанах. Трехъярусная колокольня завершалась удлиненным куполом, к ней примыкала высокая трапезная. Высокий позолоченный иконостас храма считался одним из лучших в Петербурге.

Выдающейся ценностью храма были колокола. Среди пятнадцати колоколов храма были лучшие образчики произведений отечественного художественного литья. Самый большой из них был отлит в Москве на заводе Ясона Струговщикова и весил 8 900 кг. Примечательны были также живопись греческого письма и серебряный престол.

Церковь несколько раз перестраивали, в 1923 году она получила статус собора. Но затем его постигла участь многих храмов в советское время: в 1920-е годы все церковные ценности были изъяты, в апреле 1938 года собор был закрыт, а 1 февраля 1961 года его взорвали ради строительства вестибюля станции метрополитена «Площадь Мира» (ныне «Сенная площадь»).

В 1970-х годах архитектор-реставратор Д. А. Бутырин разрабатывал проект восстановления храма. Этот проект пока не реализован. Но в 2003 году в память об утраченной церкви Спаса-на-Сенной на ее месте была возведена часовня. Освящена она была в 2005 году в честь покровителя торговли святого великомученика Иоанна Нового (Сочавского). Часовня действующая.

1 августа

2014 г. Открыт памятник героям I Мировой войны

1 августа 2014 года, в день 100-летия вступления России в Первую мировую войну, перед Витебским вокзалом торжественно открыт памятник Русской Гвардии Великой войны.

Монумент посвящен русским воинам, уходившим на фронт с Царскосельского (ныне Витебского) вокзала. Это объемный крест с барельефом, на котором изображены воины в проеме железнодорожного вагона. Авторы монумента — скульпторы Алексей Игнатов и Михаил Переяславец.

По словам директора студии военных художников им. Грекова Андрея Соколова, который курировал создание памятника, запечатленный образ «воплощает в бронзе марш „Прощание славянки“, ставший визитной карточкой России во всем мире именно в годы Первой мировой».