Знаменитые строения Петербурга, 20–25 июля

showcase image

В новой рубрике «Знаменитые строения» мы рассказываем об известных дворцах, храмах и доходных домах, памятниках, садах и парках, мостах и других достопримечательностях Санкт-Петербурга, заложенных или открытых в эти дни.

20 июля

1874 г. Открыт сад у Адмиралтейства (Александровский) 

В этот день в 1874 году был открыт сад у Адмиралтейства, устроенный по проекту ботаника Э.Л. Регеля. Назван он был в честь императора Александра ΙΙ. В советские годы сад переименовывали несколько раз: его называли садом Трудящихся, позднее — Адмиралтейским. Историческое название Александровский возвращено в 1997 году.

Сад занимает 9 гектаров и выходит на Дворцовую и Сенатскую площади. Среди достопримечательностей сада — дуб, посаженный Александром II памятники Жуковскому, Лермонтову, Глинке, Горчакову, Гоголю и Пржевальскому, скульптуры «Флора Фарнезская» и «Геракл Фарнезский». В центре сада установлен знаменитый фонтан, который часто называют «музыкальным» или «поющим».

Еще пара слов — о памятнике российскому путешественнику, исследователю Центральной Азии Н.М. Пржевальскому. Он открылся 20 октября 1892 года и был установлен по проекту друга путешественника — генерал-майора А.А. Бильдерлинга. Бронзовый бюст путешественника воздвигнут на постамент виде гранитной скалы. Рядом с постаментом — бронзовая фигура верблюда с дорожными вьюками. Любопытно, что иногда памятник Пржевальскому из-за внешнего сходства принимают за памятник Сталину, существует даже легенда об их родстве.

А еще со стороны Адмиралтейского проезда можно увидеть мемориальную плиту на месте первой линии петербургского трамвая.

21 июля

1711 г. Освящена Петровская церковь Святой Троицы

(10) 21 июля 1711 года на Троицкой площади в Санкт-Петербурге была освящена деревянная Троицкая церковь — любимый храм Петра Великого. Петровская церковь Святой Троицы (Троице-Петровский собор) — первый храм Санкт-Петербурга, давший название его первой площади, бывшей центром городской жизни.

Еще в 1703 году Петр издал указ о закладке «в знак благодарения Триединому Божеству» церкви на правом берегу Невы, неподалеку от строящейся крепости. 10 июля (по старому стилю) 1711 года небольшая деревянная постройка была освящена. После закрытия в 1714 году первого деревянного Петропавловского храма, Троицкая церковь сделалась главным собором столицы. Ее окружали главные государственные и коммерческие учреждения.

В этом храме отмечались полтавские годовщины и заключение Ништадтского мира, когда Петру был поднесен титул Императора. Здесь же отпевали казненного в 1718 царевича Алексея.

Собор сильно пострадал от наводнения 1824 года, неоднократно перестраивался из-за пожаров. Окончательно снесён в 1933 году.

В 2002–2003 годах в память о снесенном Троице-Петровском соборе на площади была возведена часовня Троицы Живоначальной. Часовню освятили 23 мая 2003 года. Однако она расположена не там, где стоял храм, а ближе к Троицкому мосту и Каменноостровскому проспекту.

На месте фундаментов Троице-Петровского собора сейчас находится проезд от улицы Куйбышева к Петровской набережной и часть дома «ЛенНИИпроекта». 30 сентября 2020 года на этом месте установили памятный знак Троице-Петровскому собору. Это металлический макет храма, водруженный на грубо отесанный гранит — реальный осколок Гром-камня, из которого в свое время был вытесан постамент Медного всадника. Проект памятника создал профессор Института живописи, скульптуры и архитектуры Павел Шевченко.

1737 г. Учреждена Комиссия о Санкт-Петербургском строении

После разрушительных пожаров 1736–1737 годов в Морской слободе императрица Анна Иоанновна учредила Комиссию о Санкт-Петербургском строении. Эта первая государственная градостроительная организация в России разработала первый генеральный план столицы.

Комиссия о Санкт-Петербургском строении была учреждена (10) 21 июля 1737 года, возглавили ее барон Миних и архитектор Петр Еропкин. Задачей комиссии стало создание прямых и широких улиц, больших площадей, развитие пожаростойкого каменного строения. Также в ее обязанности входило сличение планов города с обозначением мест, где должны быть площади, улицы и строения, «и учинить тому строению каждый особливый твердый план и чертеж, дабы всяк впредь потому надежно строить и поступать мог...».

План города был построен на основе так называемого «Еропкинского трезубца» из трех улиц, расходящихся от Адмиралтейства: Вознесенского проспекта, Невского проспекта и Средней улицы (ныне Гороховая). Город был разделён на пять частей — Адмиралтейская, Васильевская, Петербургская, Литейная и Московская. В каждой из них регламентировалось строительство и велся надзор за сносом деревянных строений и строительством каменных домов.

Комиссия просуществовала до 1762 года, на смену ей пришла Комиссия о каменном строении Санкт-Петербурга и Москвы.

1857 г. Открылся Петергофский (ныне Балтийский) вокзал в Санкт-Петербурге

(10) 21 июля 1857 года открылось движение поездов из Петербурга в Петергоф с нового вокзала, который назвали Петергофским, по частной железной дороге, построенной на деньги барона Штиглица.

Петергофская железная дорога начиналась с неблагоустроенной местности на левом берегу Обводного канала. Рядом с каналом возвели здание станции по проекту архитектора Александра Ивановича Кракау.

Прототипом здания послужил Восточный вокзал в Париже. Центральный фасад вокзала украшают две башенки и полукруглый витраж с часами марки Павел Буре, которые в XX веке стали электрическими и работают до сих пор. Над перроном установлены стеклянные перекрытия. Входы в то время были боковыми. По бокам здания располагались двухэтажные флигели, левый предназначался для императорской семьи.

В ответ на ренессансный стиль этого вокзала в Петергофе по проекту Николая Бенуа было построено здание станции в готическом стиле.

В 1931–1932 годах Балтийский вокзал реконструировали. Из-под купола здания были убраны пути, боковые входы закрыты, на месте трехарочных окон сделан центральный вход. В 1955 году к левому крылу вокзала пристроили наземный вестибюль станции метро «Балтийская». В начале 2000-х здание вокзала отреставрировали.

Сегодня Балтийский вокзал принимает и отправляет только пригородные поезда. Отсюда можно отправиться на электричке к дворцам и фонтанам Петергофа, к достопримечательностям Ораниенбаума и Гатчины и дальше — в Лугу и Псков.

23 июля

1993 г. Установлен бюст Петра I на Московском вокзале

23 июля 1993 года в световом зале Московского вокзала был установлен бронзовый памятник Петру I. Его авторы — скульптор А. С. Чаркин и архитектор С. Л. Михайлов. Бюст первого российского императора сменил стоявший на этом месте с 1967 года алебастровый бюст В.И. Ленина работы скульптора Л. А. Месса.

Памятник Петру I представляет собой увеличенную и доработанную копии бюста, созданного в 1723–1729 годах архитектором К. Б. Растрелли. Высота фигуры — 2,99 м, постамента — 4,5 м.

Идея о замене бюста Ленина памятником Петру I возникла после возвращения городу его исторического названия в сентябре 1991 года. Официальное решение об этом принято 16 декабря 1992 года. Бюст Ленина был демонтирован в ночь на 1 июля, а установка нового состоялась в ночь на 23 июля 1993 года. Торжественного открытия памятника Петру I не было.

24 июля

1916 г. Сгорел Исаакиевский плашкоутный мост

11 (24) июля 1916 года сгорел Исаакиевский плашкоутный мост через Большую Неву. Этот деревянный наплавной мост простоял почти 200 лет, с 1727 по 1916 год. Он соединял Васильевский остров с центральной частью города.

Установленный на барках-плашкоутах мост располагался в створе Сенатской площади и получил своё название от церкви Исаакия Далматского, которая стояла там, где сейчас находится Медный всадник. Береговые устои моста сооружены в 1819–1821 гг. по проекту инженера А.А. Бетанкура.

11 июля 1916 года переправа сгорела от искры проходящего по Неве буксира: искра попала в плашкоут, где хранился запас керосина для освещения моста; мост загорелся и множеством пылающих костров поплыл по Неве.

«Деревянный Исаакиевский мост, пылая, плывет к устью Невы, а я с моим спутником с ужасом глядим на это невиданное зрелище, и у этого дня есть дата — 11 июля 1916 года», — писала Анна Ахматова, ставшая очевидцем пожара.

Восстанавливать переправу не стали: 23 декабря того же года на смену наплавному Исаакиевскому мосту пришел постоянный Дворцовый, построенный выше по течению. От Исаакиевского моста сохранились береговые устои с гранитной облицовкой и закругленными лестницами на Адмиралтейской и Университетской набережных.

В память об Исаакиевском мосте в 1991 году на Университетской набережной была установлена мемориальная доска.

25 июля

2000 г. Открыт памятник Остапу Бендеру

Памятник бессмертному герою романов Ильфа и Петрова «12 стульев» и «Золотой теленок» был открыт 25 июля 2000 года у дома Жако, где некогда размещался ресторан «Золотой Остап». Открытие было приурочено к столетию со «дня рождения» Остапа Бендера.

Авторы памятника скульптор Альберт Чаркин и архитектор Вячеслав Бухаев изобразили Остапа похожим на актера Сергея Юрского, который сыграл «великого комбинатора» в 1968 году в фильме «Золотой телёнок». Бронзовый Остап стоит, опираясь на стул работы мастера Гамбса — цель его охоты за сокровищами в романе «12 стульев». Памятник сделан так, что каждый может сесть на стул и сфотографироваться.

Согласно городской легенде, если вы хотите удачи в каком-нибудь авантюрном проекте, надо потереть Остапу нос и посидеть на стуле — и тогда богатство само упадет вам в руки. Не случайно эта часть памятника отполирована до блеска. Но не стоит забывать, что «великий комбинатор» был изрядным плутом, так что может и обмануть!