В новой рубрике «Знаменитые строения» мы рассказываем об известных дворцах, храмах и доходных домах, памятниках, садах и парках, мостах и других достопримечательностях Санкт-Петербурга, заложенных или открытых в эти дни.
Воскресенский Смольный собор входит в состав архитектурного ансамбля Смольного монастыря.
Собор был заложен 30 октября 1748 года изволением императрицы Елизаветы Петровны. Автор проекта, выдающийся зодчий Ф. Б. Растрелли, создавал свое творение в стиле елизаветинского барокко, но не успел завершить его. Интерьер храма в начале ХIХ века создал другой знаменитый архитектор — В. П. Стасов. Не была реализована гигантская 140-метровая колокольня, макет которой можно увидеть, посетив собор.
(20 июля) 2 августа 1835 года Митрополит Серафим освятил собор Воскресения Христова (Смольный). Он получил статус собора всех учебных заведений в память императрицы Марии Федоровны. Собор обеспечивался из средств Государственного Казначейства и был приписан к Ведомству учреждений императрицы Марии, ему был выделен приход из жителей близлежащей округи.
Почти 90 лет в храме регулярно совершались богослужения. Особенно торжественной службой был отмечен день святой равноапостольной Марии Магдалины, когда в храм приезжала императорская фамилия, собирались начальницы и учащиеся женских учебных заведений города, в том числе первого высшего женского учебного заведения России — Воспитательного общества благородных девиц.
В 1922 году собор был закрыт и до 2016 года являлся концертной площадкой классической музыки. Ныне он вновь — действующий православный храм, где проводятся регулярные богослужения. Кроме того, по собору проводятся экскурсии, открыт вход на звонницу. Отсюда, с высоты 55 метров, открывается потрясающий вид на весь центр Санкт-Петербурга. Подняться на звонницу и принять участие в экскурсии можно за небольшое пожертвование.
2 августа 1979 года вышло постановление ЦК КПСС и Совета Министров СССР «О строительстве сооружений защиты Ленинграда от наводнений».
Петербургской дамбой называют комплекс гидротехнических сооружений, протянувшийся поперек Финского залива с юга на север, от станции Бронка в районе Ломоносова до станции Горская в районе Сестрорецка через остров Котлин.
Петербургские наводнения случаются из-за нагонной волны, рождаемой циклонами в районе Исландии, там, где теплое течение Гольфстрим встречается с холодными водами Арктики. Сильный западный ветер начинает гнать эту волну в сторону Балтийского моря. При входе в узкий и мелкий Финский залив волна имеет тенденцию усиливаться и, если она не встретит на своем пути препятствия, то обрушится на Петербург.
Самые мощные наводнения в нашем городе произошли 21 сентября 1777 года, 7 ноября 1824 года, 23 сентября 1924 года, 15 октября 1955 года и 29 сентября 1975 года.
Строительство комплекса, призванного защитить город от разрушительных наводнений, заняло 32 года после выхода правительственного постановления. 12 августа 2011 года петербургская дамба была торжественно введена в эксплуатацию. Общая длина ее составила 23,4 км.
Комплекс включает в себя 6 водопропускных сооружений и 2 судопропускных сооружения. Водопропускные сооружения необходимы, чтобы выпускать воды Невы в Финский залив, позволять рыбе совершать привычную миграцию и сохранить экологию района. Через пролеты сооружений перекинуты автомобильные мосты.
Судопропускные сооружения, как следует из их названия, предназначены для прохода судов. Каждое из них включает в себя разводной мост и затвор. Под главным судоходным каналом проходит подземный автомобильный тоннель общей длиной 1961 м. Самая нижняя точка тоннеля расположена на глубине 28 м.
При угрозе наводнения все затворы на дамбе закрываются. В таком состоянии морские ворота Санкт-Петербурга на прочном замке и готовы к встрече со стихией.
По дамбе проходит участок Кольцевой автомобильной дороги (КАД), по которой можно попасть из Петербурга в Кронштадт. С трассы открываются живописные виды на Финский залив, на город Кронштадт и его форты.
4 августа 1824 года открылся Почтамтский цепной пешеходный мост через реку Мойку. Это единственный в Петербурге висячий мост, где сохранилась оригинальная конструкция, созданная в первой четверти XIX века.
Первая переправа в этом месте существовала с конца XVIII столетия. Это был деревянный четырехпролетный мост балочной конструкции на свайном основании. Он вскоре обветшал и потребовал замены.
Переправа создана по проекту инженера Вильгельма фон Треттера и архитектора Василия Христиановича. Конструкция малого цепного моста здесь представлена в ее чистом виде: однопролетный висячий цепной мост, где деревянное полотно поддерживается четырьмя объединенными попарно цепями, состоящими из 19 звеньев. Цепи на берегах прикреплены к четырем чугунным дугам-квадрантам с обелисками высотой 2,45 метра, увенчанными золочеными металлическими шарами. Пролетное строение на тот момент было деревянным, перилами служила чугунная решетка художественного литья.
Сооружение нового пешеходного моста началось 10 сентября 1823 года, построен он был за 11 месяцев. Работами руководил сам В. фон Треттер. Все металлические части переправы были изготовлены на заводе Берда в Петербурге, сборку деталей моста также выполнили рабочие Берда.
4 августа 1824 года мост открылся для пешеходов. Официального открытия не было, но именно в этот день, как отмечал В. фон Треттер в своей докладной записке, пешеходы самочинно начали эксплуатацию переправы, не дождавшись даже установки перил, «поелику невозможно остановить проходящих».
Мост достраивали уже в процессе эксплуатации. Первоначально в официальных документах он назывался Малый Цепной мост через Мойку, затем Цепной пешеходный и Прачешный — по переулку, в створе которого он находится. С 1851 года за мостом закрепилось название Почтамтский — по расположенному поблизости зданию Главного Почтамта.
(24 июля) 5 августа 1826 года в Санкт-Петербурге был открыт Банковский мост через Екатерининский канал. Этот цепной пешеходный мост — выдающийся памятник мостостроительной архитектуры первой четверти XIX века. Он был сооружен по проекту инженера Вильгельма фон Треттера, как и расположенный ниже по течению канала мост такой же конструкции — Львиный.
Фигуры крылатых львов (грифонов) созданы по проекту скульптора П.П. Соколова и отлиты на Александровском литейном заводе. Крылья — медные, покрыты сусальным золотом.
Мост получил название Банковский по расположенному рядом Ассигнационному банку. По образцу решетки банка было выполнено и чугунное перильное ограждение моста. Однако в конце XIX века решетка была утрачена, как и фонари, изначально укрепленные на головах грифонов.
Исторический архитектурный облик был возвращен Банковскому мосту в ходе реконструкции, произведенной в 1951–1952 годах по проекту известного ленинградского архитектора А.Л. Ротача.
Грифоны не случайно оказались на мосту напротив одного из крупнейших банков города. Согласно древнегреческим мифам, эти крылатые львы были хранителями золота. С XIX века существует городская легенда, что стражи Банковского моста могут помочь решить финансовые проблемы и даже принести богатство.
19 января 2017 года начался капитальный ремонт Банковского моста. Скульптуры грифонов сняли и увезли на реставрацию. При этом реставраторы обнаружили в них настоящий клад — множество советских, российских и зарубежных монет. Грифоны вернулись на мост 19 июня 2019 года.
5 августа 1932 г. открыта первая очередь Центрального парка культуры и отдыха на Елагином острове (ЦПКиО им. С. М. Кирова).
Елагин остров — самый северный остров в устье Невы, омываемый реками Большая и Средняя Невка. Расположенный здесь парк, известный всем петербуржцам как Центральный парк культуры и отдыха, ведет свою историю с середины XVIII века. Парк представляет собой уникальный природный объект — здесь сосредоточено необычайно крупное для крупного мегаполиса разнообразие растений, зверей и птиц.
На протяжении ста лет Елагин остров оставался во владении Романовых и был излюбленным местом отдыха императорской семьи. Здесь распложен уникальный дворцово-парковый ансамбль, который является объектом культурного наследия ЮНЕСКО. Жемчужина ансамбля — Елагиноостровский дворец-музей.
В 1932 году на острове был открыт Центральный парк культуры и отдыха, ставший самым массовым местом отдыха ленинградцев. После убийства советского государственного деятеля, 1-го секретаря Ленинградского обкома ВКП(б) С.М. Кирова (1 декабря 1934 г.) парк назвали его именем.
Дворцово-парковый ансамбль сильно пострадал как в годы войны, так и после. Бомбежками и обстрелами были повреждены интерьеры дворца и многие парковые павильоны. Сразу после окончания войны начались восстановительные работы, и в 1961 году Елагиноостровский дворец принял своих первых посетителей — в нем разместили однодневную базу отдыха трудящихся. Из-за нерегулируемого посещения парка его ландшафту был нанесен большой ущерб.
В 1980–1990-х годах парк был воссоздан в историческом виде. В 1987 году в Елагиноостровском дворце открылся Музей русского декоративно-прикладного искусства и интерьера XVIII–XX вв.
Елагиноостровский дворцово-парковый ансамбль на протяжении трех веков является любимым местом отдыха многих поколений петербуржцев. Парк прекрасно подходит для активного отдыха в любое время года: специальные волейбольные площадки, роллердром и оборудованные роликовые дорожки — летом, зимой — два катка и лыжная трасса.
На территории парка, под открытым небом, ежегодно проходят фестивали и большие городские праздники.
8 августа 1928 года в здании ленинградского цирка открылся первый в мире Музей цирка и эстрады (ныне Музей циркового искусства).
Это первый в мире музей, посвященный истории цирка. Он расположен в здании Большого Санкт-Петербургского государственного цирка на Фонтанке. Основатель музея — Василий Яковлевич Андреев, преподаватель фехтования в Ленинградском театральном институте, очень любил цирк и собирал все, что имело к нему отношение.
Весной 1928 года Василий Яковлевич принял участие в выставке «Искусство движения», где продемонстрировал свою коллекцию. На экспозицию Андреева обратил внимание Е. П. Гершуни — заместитель директора Ленинградского цирка по художественной части. При его содействии в августе 1928 года при Ленинградском цирке состоялось торжественное открытие Музея цирка и эстрады.
В настоящее время музей насчитывает около 130 000 предметов хранения, разделенных на коллекции: фототека, видеотека, библиотека, отдел плакатов, цирковых брошюр, газетных вырезок, костюмов, реквизита.
По музею проводятся экскурсии по предварительной записи, однако основная экспозиция располагается в фойе цирка, и увидеть ее можно, просто купив билет на представление.